Тренировочные задания к пьесе “Горе от ума”

Задание 1

В эссе “Чужое горе” из сборника “Родная речь” Петр Вайль и Александр Генис так определяют основной конфликт пьесы: “…Конфликт Чацкого с обществом Фамусова – прежде всего стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они – банально, основательно, тяжеловесно… Все веселое в пьесе (читай: поверхностное, легкомысленное) принадлежит Чацкому.

Этим он и раздражает общество”.

Но мы вдруг встречаем такой искусно составленный монолог (коллаж, центон), который, казалось бы, противоречит

идее “языкового конфликта”:

А все Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! –
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..

Задание

1. Укажите, каким героям принадлежат эти строки, и сформулируйте конфликт пьесы, выразителями которого эти

герои являются.

2. Подумайте над тем, почему слова двух противоборствующих сторон удалось так изящно соединить в монологе-коллаже. Постарайтесь обосновать свое мнение и с точки зрения стилистики, и с позиций идейного содержания пьесы. (Подсказка: какие еще конфликты можно обнаружить в пьесе и на какой намекает данный текст?)

3. Подтвердите или опровергните мнение Гениса и Вайля о наличии “стилистического” (“языкового”) конфликта в пьесе, используя цитаты.

Ответ

1. Первые шесть строк в монологе-коллаже принадлежат Фамусову (действие I, явление 4), а следующие – Чацкому (действие III, явление 22). Чацкий ведет себя не так, как принято в фамусовском обществе (уважать чины, прислуживаться – вовремя “подставить стул, поднять платок”): он, как настоящий “декабрист в повседневной жизни” (по выражению Ю. М. Лотмана), отказывается от определенного типа поведения (“служить бы рад, прислуживаться тошно”, – говорит он Фамусову). Он открыто высказывает свое мнение.

Именно в отказе от преклонения перед богатством и чинами (в том числе и военными) и нежелании помолчать и заключен конфликт между нонконформистом Чацким и традиционным фамусовским обществом.

2. Есть в пьесе и другие конфликты. Например, конфликт “психологический”, рожденный из оброненной Софьей фразы: “Он не в своем уме!” (слух о том, что Чацкий сумасшедший, восстанавливает московское общество против него, заставляет относится к нему с опаской). Не обошлось и без традиционного для пьесы любовного конфликта.

В пьесе можно обнаружить и своеобразный конфликт “отечественного и иностранного”, отличный от основного противоречия между нонконформистом (по выражению Фамусова, “карбонари”) Чацким и традиционным обществом Фамусова. Как раз слова Чацкого (действие III, явление 22): “Пускай меня объявят старовером, // Но хуже для меня наш Север во сто крат // С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад: // И нравы, и язык, и старину святую, // И величавую одежду на другую // По шутовскому образцу…”, – в которых герой противопоставляет российское и западное, умело использованы авторами составного монолога. Чацкий критикует нашу способность подражать иностранному; едва ли не об этом же будет говорить и его идейный противник Фамусов.

Он разражается гневными репликами (в том числе “А все Кузнецкий мост…”), увидев утром Молчалина выходящим от Софьи. “Уж об твоем ли не радели об воспитаньи!” – возмущенно говорит Фамусов дочери о неприемлемом для барышни (в русской традиции) поведении. Именно резкая критика иностранного, высказанная обоими героями (хотя и при совершенно разных обстоятельствах: в семейной обстановке в разговоре с дочерью – в случае Фамусова; на балу при скоплении народа – в случае Чацкого), объединяет героев и позволяет составить такой монолог.

Кроме того, соединение двух реплик обосновано и стилистическим сходством: возвышенной интонацией, обилием восклицательных знаков и единым стихотворным размером. Во многих монологах чередуются шестистопный и четырехстопный ямб. Так и в данном случае: монолог-коллаж начинается шестистопными строками из речи Фамусова, а к последней строке, принадлежащей Фамусову, написанной уже четырехстопным ямбом, присоединен четырехстопный же ямб Чацкого, который в последующих строках переходит в шестистопный.

Поэтому при первом прочтении кажется, что все это говорит один герой.

3. Размышляя над словами Гениса и Вайля о “стилистическом конфликте” между Чацким и фамусов­ским обществом, стоит задуматься над тем, все ли “остроумное” в пьесе принадлежит Чацкому? Мы же смеемся от души, когда читаем, например, реплики Скалозуба. На вопрос: “Как вам доводится Настасья Николавна?” – он отвечает, что “с нею вместе не служил”, а о Москве отмечает, что “пожар способствовал ей много к украшенью”.

Однако смешно это, скорее всего, только читателю и, может быть, еще Чацкому, но не самому автору этих слов или внимающему ему Фамусову.

Задание 2

В альманахе “Русская Талия” за 1825 год были напечатаны отрывки грибоедовской комедии. Эта публикация позволила обсуждать пьесу в печати. Одним из самых ярких недоброжелательных отзывов о комедии явился отзыв М. А. Дмитриева (“Замечания на суждения “Телеграфа””), опубликованный в журнале “Вестник Европы” (1825, № 6).

По отрывку нельзя судить о целой комеди_; о х_рактере главного действ__щего лица можно!

Г. Грибоедов хотел представить ________ и ________ человека, который не нравит_ся обществу людей не образованных. Если бы комик исполнил с_ю мысль то х_рактер Чацкого был бы занимателен, окружающие его лица ________, вся картина _______ и _______! Мы видим в Чацком человека который злословит и говорит все что н_ придет ему в голову: такой человек наскучит во всяком обществе и чем общество образованнее, тем он наскучит________! Встрет_вшись с девиц_й в котор__ влюблен и с котор__ н_сколько лет не видался он не находит другого разговора кроме ругательств и насмеш_к над ее батюшкой и знакомыми.

Потом на вопрос молодой графини зачем он не женился в чужих краях отвечает грубой дерзостью! Мудр_но ли что от такого лица разбегутся и примут за ___________?

Чацкий есть не что иное как сум__брод который находит_ся в обществе людей совсем не ________, но _______ и который умничает перед ними, потому что сч_тает себя умнее: все смешное – на стороне Чацкого! Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным!

Короче г. Грибоедов из_бр_зил очень удачно не которые портреты но не совсем попал на нравы того общества которое в_думал опис_вать и не дал главному х_рактеру надлежащ_й с ними против_положности.

(По М. А. Дмитриеву. Замечания на суждения “Телеграфа”)

Задание

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки.

2. В выделенном жирным шрифтом фрагменте на место пропуска подберите подходящее по смыслу наречие, а другие пропуски заполните следующими краткими и полными прилагательными (род, число, падеж можно менять в зависимости от контекста): Умный, образованный, необразованный, сумасшедший, глупый, поучителен, забавен, смешон.

3. Сделайте текст более связным. Для этого дополните его цитатами и пояснениями, приведенными ниже, и вставьте в текст союзы и вводные слова: Но, но, а; например, словом, итак, следовательно, естественно.

Цитаты и пояснения

Он хочет отличит_ся то остроумием, то каким то бранчивым п_три_тизмом перед людьми, которых пр_зирает; он пр_зирает их а между тем очевидно хотел бы что бы они его уважали!

Сама Софья говорит о нем: “Не человек, змея!”

Это такая нес__бразность х_рактера с его назначением которая должна отнять у действ__щего лица всю его зан_мательность и в которой не может дать отчета ни автор, ни самый изыскательный критик.

Ответ

По отрывку нельзя судить о целой комедии, Но о характере главного действующего лица – можно! Г. Грибоедов хотел представить Умного и Образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных. Если бы комик исполнил сию мысль, то характер Чацкого был бы Занимателен, окружающие его лица – Смешны, А вся картина Забавна и Поучительна!

Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; Естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит Скорее! Например, встретившись с девицей, в которую влюблен и с которой несколько лет не видался, он не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек над ее батюшкой, дядюшкой, тетушкой и знакомыми. Потом на вопрос молодой графини, зачем он не женился в чужих краях, отвечает грубой дерзостью!

Сама Софья говорит о нем: “Не человек, змея!” Итак, мудрено ли, что от такого лица разбегутся и примут за Сумасшедшего?..

…Чацкий есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не Глупых, но Необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: Следовательно, все смешное – на стороне Чацкого! Он хочет отличиться то остроумием, то каким-то бранчивым патриотизмом перед людьми, которых презирает; он презирает их, а между тем, очевидно, хотел бы, чтоб они его уважали! Словом, Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным!

Это такая несообразность характера с его назначением, которая должна отнять у действующего лица всю его занимательность и в которой не может дать отчета ни автор, ни самый изыскательный критик!

…Короче, г-н Грибоедов изобразил очень удачно некоторые портреты, но не совсем попал на нравы того общества, которое вздумал описывать, и не дал главному характеру надлежащей с ними противоположности!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тренировочные задания к пьесе “Горе от ума”