Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет “Дерево толерантности”
Автор: Пантелеева Ольга Владимировна педагог – психолог МБОУ гимназии городского округа г. Урюпинск Волгоградской области
Описание материала: Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме знакомит учащихся 10-12 лет с понятием толерантного общения и помогает смоделировать стиль толерантного поведения с окружающими людьми. Данный материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.
Конспект тренингового занятия с учащимися 10-12 лет “Дерево толерантности “
Цель:
1. Знакомство подростков с
2. Показать участникам тренинга значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.
Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.
Ход занятия
Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.
Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и
Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета – яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем.
Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.
Психолог. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его)
Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:
– Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность…)
– Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность…)
Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.
– Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).
– Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?
(Ответы учащихся)
Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?
(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)
– раздражение,
– равнодушие,
– агрессивность,
– удивление,
– презрение,
– высокомерие.
Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.
Давайте попробуем вместе это сделать.
(На доске вместе преобразовываем)
– умение владеть собой,
– чуткость,
– доброжелательность,
– доверие,
– великодушие,
-бескорыстие
К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?
Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.
Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.
У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).
Рефлексия:
– Что вам понравилось в занятии?
– Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
– Одним словом оцените свое состояние во время занятия?
Итог занятия.
Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:
“Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми! “