Трагизм крестьянской доли в новеллах Василия Стефаника



Василий Семенович Стефаник – гениальный украинский писатель. И. Франко считал, что В. Стефаник выделялся среди писателей “самим талантом” и был крупнейшим художником, “который появился у нас со времени Шевченко. Его именем, по выражению Франко, мы “можем обвенчаться перед миром”. Новеллы писателя “Кленовые листья”, “Новость”, “Каменный крест” были новым словом в мировой литературе.

В этих произведениях одна тема – трагическая судьба крестьянской семьи. Особенно детей бедняков.

Их некому приголубить, обогреть, сказать ласковое слово – мать и отец не имеют времени, так как изнывают на тяжелой работе, добывая кусок хлеба или вовсе у детей родителей нет. И разлетаются дети как кленовые листья осенью.

Перед читателем “Кленовых листьев” предстает впечатляющая картина. Усталые люди сидят, “как вкопанные, не имеют сил даже пошевелиться. Руки даже не двигались чтобы отдыхать согнутыми в кулак на коленях”. В. Стефаник рисует своих героев покорными, но большая сила таится даже в этих умиротворенных и усталых лицах.

Образы неподвижных

теней, похожих на великанов, которые достигают до потолка, символизируют бесконечность пока скрытой человеческой силы.

С большой нежностью изображает Стефаник маленьких людей, которых в будущем ожидают только тяжелый труд и невероятные лишения. А как выразительно изображается трагедия крестьянской семьи. Умирающая мать “клала колени под грудь”, сцепляла губы – это же боль пронизывала ее! Она боялась закричать, чтобы не спугнуть детей.

Семен еще не может понять всей трагической смерти и своего будущего сиротства. И тем трагичнее звучание новеллы. Писатель сумел найти впечатляющую художественную деталь, ставшую аккордом произведения – песню о кленовых листьях, которую поет слабым прерывающимся голосом мать. Мелодия нежной грустью и искренним благословением окутывает души детей.

Песня звучит гимном матери – страдалицы, высоким духовным силам человека из народа, сумевшего противопоставить смерти свою любовь к детям. Нестерпимо читать о страшной трагедии крестьянина Григория Летучего из “Новости”, что приводит его к тяжкому преступлению – убийству детей? Смерть жены, невозможность прокормить и согреть своих дочерей… Отец с отчаянием смотрит, как голодные дети сходятся возле куска хлеба, как “щенки у голодной кости”.

Дети “ели хлеб на печи и смотреть на них было страшно и жалко. Бог знает, как те листочки держались вместе. Лишь четыре черных глаза, были живы. Казалось, эти глаза весили бы, как олово, а остальное тело, если бы не глаза, то полетело бы с ветром, как перья…

Гриша посмотрел на них со скамьи и подумал “мертвецы…”. Слова Стефаника так тревожат душу, так глубоко западают в нее, что не можешь пересказывать содержание, хочется его цитировать. Страшный вид детей-сирот так влиял на отца, что “даже пот его осыпал”.

Каких сил стоило бороться с ужасной мыслью! До чего доведен человек от безысходности! Автору удалось вызвать сочувствие к детоубийце.

Герой новеллы Стефаника остался человеком, в его сердце горит жертвенный огонь родительской любви и родительского страдания. Многострадальная история нашего народа. Мы не должны забывать тяжких ее страниц.

Одна из них освещается В. Стефаником в новелле “Каменный крест”. По мнению Леси Украинский, она “поражает и берет за душу”. Писатель дает яркое представление о тяжелой судьбе западноукраинского крестьянства и о причинах национальной трагедии-переселения в Канаду.

В образе Ивана Дидуха воплощены судьба и переживания тысяч западноукраинских тружеников, ставших добровольными изгнанниками из родного края. Показав человека, который не только надрывается, а просто мордуется, чтобы сделать песчаный холм плодородным, Стефаник показывает безвыходное положение тружеников. Иван Дидух прощается с соседями и выезжает с семьей в Канаду, где должен строить новое гнездо. Он, как перед смертью, прощается с женой и детьми, с селом.

Оказывается, что он уже “себе на своем холме крест каменный положил”, как покойнику. Далекая и неизвестная Канада ассоциируется у него с могилой. Стефник, будучи верным правде жизни, в своих Торах изображает людей, страдающих, которые в бессилии опускают руки, даже гибнут.

Новеллы Стефаника – величественный памятник всему украинскому народу, яркое проявление гениальности. Его творчество принадлежит к лучшим достижениям отечественного художественного слова, является одной из ярких жемчужин в мировой литературно-художественный казне.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Трагизм крестьянской доли в новеллах Василия Стефаника