Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина “Русалка”

“Русалка” – опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба девушки из крестьянской среды, соблазненной и брошенной князем, не только случай, типичный для Древней Руси и вошедший в народные предания, но не менее распространенный и во времена самого поэта. Возможно, ему хотелось также создать подлинно народную драму, полусказку, полубыль, которую можно было бы противопоставить тем псевдонародным театральным представлениям о русской народной

старине и драматургическим переделкам карамзинской “Бедной Лизы”, которые входили еще с конца XVIII в. в разных жанрах в репертуар русского театра.

“Сцены из рыцарских времен” примыкают к произведениям Пушкина о судьбах крепостного крестьянства, о социальных противоречиях феодального общества, которые Пушкин изучал и в западноевропейской истории. Работа над “Сценами из рыцарских времен” относится к 1834-1835 гг., времени “Истории Пугачевского бунта” и “Капитанской дочки”. С последними “Сцены” сближаются эпизодом восстания крестьян против феодалов.

Пушкин глубоко проникает

в психологию бунтующих крестьян, которые при неудаче быстро падают духом и разбегаются. Видимо, за социальную остроту и рельефность типов в “Сценах из рыцарских времен” Чернышевский считал, что они “должны быть в художественном отношении поставлены не ниже “Бориса Годунова”, а быть может, и выше”.

Глубоко народным поэтом Пушкин выступает и в своих сказках. В 1830 г. Пушкин пишет “Сказку о попе и о работнике его Балде”, а затем “Сказку о царе Салтане” (1831), “Сказку о рыбаке и рыбке” (1833), “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях” (1833), “Сказку о золотом петушке” (1834). В сказках отражена мудрость народа, его представления о добре и зле, его поэтическая фантазия.

Источник пушкинских сказок – народное творчество. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” – восхищенно говорил Пушкин о русских народных сказках.

Начало 30-х годов ознаменовалось крупными историческими событиями, привлекшими пристальное внимание Пушкина к социальным и политическим вопросам. В июле 1830 г. во Франции произошла революция, вызвавшая сочувственный отклик почта. К этому же году относятся занятия Пушкина историей французской революции конца XVIII в. В ноябре началось польское восстание, глубоко взволновавшее поэта.

Его возмущали те угрозы войны, которые шли по адресу России из Западной Европы ВО все время польского восстания.

В 1831 г. Пушкин начинает работу над романом “Рославлев” из эпохи 1812 г. В написанных первых главах романа словами его героини, патриотически настроенной девушки Полины, поэт дает высокую оценку подвигу русского народа в войне 1812 г. Другой важной идеей, которую Пушкин развивал в романе, была защита от нападок реакционной литературы дела декабристов, как подлинно патриотического и прогрессивного. В то же время в “Рославлеве” Пушкин разоблачает антипатриотическое поведение дворянского общества в 1812 г., характерное и для 1830-1831 гг. Работа Пушкина над романом была одним из эпизодов борьбы поэта с антинациональными, космополитическими настроениями дворянской знати, ее преклонением перед всем иностранным. “Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда”, писал Пушкин Вяземскому еще в 1826 г., говоря о светском обществе.

В 30-х годах Пушкин много работал над критическими статьями. В его критических выступлениях в те годы по-прежнему проводится идея сближения русской литературы с действительностью, с современностью. Важной задачей русской литературы Пушкин считал развитие повести и романа как жанров демократических, доступных широким кругам читателей. С удовлетворением отмечал поэт реалистические тенденции в беллетристике того времени, в ранних произведениях Гоголя, в повестях Павлова.

Пушкин отмечал, что “повести и романы читаются всеми и везде”. “Наш век – век романа”,- пишет в 1835 г. и Белинский. Определяя сущность современного ему романа, Пушкин писал в 1830 г.: “В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании”

Этой формулой Пушкин определял не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени Пушкин видел в принципе историзма. Этим роман XIX в. действительно глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставало изображения жизни в последовательно историческом духе.

Другую особенность романа Пушкин находил во всестороннем изображении жизни и характера человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина “Русалка”