Трагедия в рассказе Кавказ (Бунин И. А.)

Человеческая трагедия в рассказе разыгрывается в курортном городе Сочи. Обманутый муж после безрезультатных поисков своей жены стреляет в виски в гостиничном номере.

Но об этом Бунин говорит не сразу. В основной части рассказа описываются любовники. Замужняя женщина уезжает из Москвы на юг якобы одна, но в поезде соединяется с любовником.

Они рассчитывают прятаться в течение месяца, это не окончательный побег – только хотят провести время вместе, вдали от ее очень ревнивого и подозрительного мужа.

Бунин описывает их чувства (“воровски остановился в незаметных номерах”, “жил томительно, затворником”, у нее “голос срывался”, она была “взволнованная”, это потрясало его “жалостью и восторгом”), мучения обмана (в поезде он немедля опускает занавеску, запирает дверь, он боится даже выглянуть в окно, а когда видит ее мужа “отшатнулся от окна, упал в угол дивана”, она “совсем не могла обедать”), ненависть и отвращение к ее мужу, страхи (“я должна быть страшно осторожна”, “был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги холода”).

А потом романтические переживания их совместной жизни в хижине у моря, где все кажется им восхитительной негой, раем (“горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно”, “часть моря…лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте”, “слышался…горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни”, “раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома”).

Героиня даже плачет, когда вспоминает, что это должно закончиться.

В то же время сильный контраст этому Бунин создал в конце, показав через какой ад должно быть прошел ее муж, когда не смог вынести бесчестия, моральных мук, оскорбления, убедившись в измене жены.

Для меня трагедия заключается в том, что героиня, любя “чужого” человека, настолько далека от собственного мужа, что совсем не понимает его, не догадывается, что он может убить не их, а себя. Она считает его жестоким, самолюбивым, думает, что он подбирал ключи к ее столу и угрожал ей.

Но следует обратить внимание и на то, что Бунин столь мало уделил внимания обманутому мужу: говорится только с каким внешним спокойствием и четкостью он проживает последний день – он очень прост и понятен, он не испытывает оттенков чувств. Кажется, автор считает жизнь любовников более важной. Они идут на риск, чтобы недолго побыть друг с другом (“лучше смерть, чем эти муки…”). Им даже все равно, что будет после, и они полностью отдаются своей в их понимании настоящей любви.

Вместе с тем ее муж хоть и является высоконравственным человеком (по-видимому, он убивает себя, потому что не может найти негодяя и вызвать на дуэль) не понимает божественной цельности жизни с ее положительными и отрицательными моментами. Он не может пережить свою человеческую трагедию и совершает большой грех.



Трагедия в рассказе Кавказ (Бунин И. А.)