Трагедия Украины в казацкой летописи Самуила Величко



Летописание в Украине имело высокое развитие еще во времена Киевской Руси. Развивался этот вид творчества и позже, при других исторических условиях и обстоятельствах. Древнерусские летописи, собственно, и были, как свидетельствуют исследователи, прямыми родоначальниками тех хроник-мемуаров, которые создавались в казацкие времена.

Полнее о Хмельнитчине, жизни украинского народа в тот период, его борьбе за свободу и независимость рассказывают летописи Самовидца, Григория Грабянки и Самуила Величко. Они и составляют вершину украинского

летописания XVII-XVIII веков. Их авторы – люди бывалые и опытные, за плечами которых основательное образование в Киево-Могилянской академии, участие в описанных ими эпохальных событиях.

Выдающимся памятником конца XVIII века является еще анонимная “История русов”, в которой были изображены исторические события от времен древних до 1769 года.

Наибольшая по объему летопись Самуила Васильевича Величко – канцеляриста войска Запорожского. Это произведение воспринимается как чрезвычайно интересное художественная повествование о национально-освободительной войне украинского народа под предводительством

Богдана Хмельницкого и о тех временах, которые вошли в историю под названием “время Руины”. Нас больно впечатляет описание Величко руины и запустения на Украине, которую поляки называли “раем мира”.

Была земля перед войной Хмельницкого, замечает летописец, “словно вторая обетованная земля кипела молоком и медом”, а стала пустыней. “Покрытые мхом, камышом и травами пространства – украинские поля и широкие долины, леса и большие сады… пруды и заброшенные озера… в разных местах много человеческих костей сухих и голых – их покрывало только небо”.

Тяжело страдая от увиденного, летописец доискивается причин трагедии: расспрашивает старых и бывалых людей, “за что и через кого опустошили ту нашу землю”, и из разных ответов мы не можем “достоверно узнать о падении и упадке нашей отчизны. Тогда Величко углубляется в казацкие летописания, штудирует универсалы, топографические описания, другие документы, книги иностранных авторов. Но все это автор дополняет собственными наблюдениями и впечатлениями и постоянно размышляет о причинах и последствиях той страшной разрухи.

Большую вину за упадок родной земли Величко возлагает и на своих соотечественников. Он с горечью и грустью признает, что причины трагедии надо искать и в себе – в присущей, по его мнению, украинцам легковерности, нерешительности, в том, что народ украинский “мало размышляет о прошлых, нынешних и будущих вещах и событиях. Он всегда склонен и к внутренним несогласиям между собой”.

Однако тут же добавляет: “… но больше всего, как народ мужественный и рыцарский, склонен он, подобно своим древним скифо-славянским предкам, воевать и кровь проливать за древние свои вольности”. Как видим, большая любовь к Украине и тревога за ее судьбу водила пером Самуила Величко, “правдивого Малой России сына и слуги”, как называл себя летописец в предисловиях к читателю. Гораздо четче, чем его предшественники, Самуил Величко понимает понятие “народ”.

Всех украинцев тогда называли “нацией казаков”, “украинской казацкой нацией”, поскольку роль казачества в обществе и политической жизни Украины была чрезвычайно велика. Но народ – это не только казачество, но и все общество. Величко не обходит вниманием простонародье, хотя полнее показывает деятельность именно казачества и казацкой старшины. Украина для Самуила Величко “мать наша”, “милая отчизна”, “отчизна наша Украинская”.

Его, как впоследствии и великого Шевченко, до боли впечатляют безрассудные поступки ее детей, особенно беспокоит несогласие среди самих украинцев.

В течение веков летопись Величко, рассказывая и о трагедии Украины XVII века, и о славных ее рыцарях, берегла историческую память нашего народа. Он и сегодня зовет нас к согласию и единению ради счастливого будущего Украины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Трагедия Украины в казацкой летописи Самуила Величко