Трагедия одного человека в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”

1. Интересное развлекательное путешествие,
2. Бесконечно заведенный порядок.
3. Духовная опустошенность героя.
4. Бессмысленные призывы природы.
Общество – цивилизованная орда, состоящая из двух могущественных племен: надоедающих и скучающих.
Дж. Байрон
Практически у всех в жизни есть своя трагедия, но не многие готовы вынести ее на публику. При этом для каждого она своя личная: для кого-то мелкая, для кого-то большая, но она своя собственная. И только поэты и писатели находят особые слова или краски, чтобы выразить свои душевные

переживания и тревоги в слове.

Об этом в творчестве И. А. Бунина очень красочно сказала Н. А. Николина: “Лирическая тональность, характерная для прозы Бунина, изумительная изобразительность его произведений, богатство образных средств, тесно связанных друг с другом, и во взаимодействии создающие сложный мир соответствий, определяют своеобразие его стиля, который оказал огромное влияние на развитие всей последующей русской прозы”.
Поэтому и прозаические произведения позволяют нам заглянуть в дневник размышлений автора, такой как рассказ “Господин из Сан-Франциско”. В нем писатель хотел

поделиться своими воспоминаниями о неожиданной кончине одного американца, приехавшего на Капри. Поэтому он назвал свое произведение “Смерть на Капри”, соотнося текст с повестью немецкого писателя Т. Манна “Смерть в Венеции”.

Позднее же он говорил о том, что придумал такой сюжет, когда жил в имении своей двоюродной сестры в Елецком уезде Орловской губернии. Но в конечном итоге писатель останавливается на другом названии “Господин из Сан-Франциско”, показывая тем самым что подобных людей много. В повествовании представлена судьба одного человека, неизвестного господина из Сан-Франциско.

Это обобщающий образ. Главный герой потратил очень много сил для того, чтобы теперь получить доступ к развлечениям и провести в таком состоянии остаток своей жизни. И маршрут, выбранный богатым американцем, очень интересен: Южная Италия, Ницца, Монте-Карло, Флоренция, Рим, Париж, Севилья, Англия, Греция и даже Япония.

Все казалось бы чудесно и прекрасно для такого интересного путешествия. Но уже в самом начале, автор дает нам некие подсказки к тому, что для господина это путешествие сложится не очень удачно. Например, пароходу дано название “Атлантида”. По преданию, которое сохранилось в записях Платона, это остров, затонувший после землетрясения.

Поэтому в рассказе такой образ приобретает особое значение. Пароход, на котором отправился главный герой в путешествие, тоже находится в океане, но он не тонет. В этом безбрежном потоке жизни “Атлантида” теряется и становится незначительной, хотя она соединяет две совершенно разные жизни: Старого и Нового света. “Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности”.

И жизнь самого господина из Сан-Франциско пуста и бессмыслена. Он работал не покладая рук не для того, чтобы увидеть другие страны и понять их культуру, а для того, чтобы просто отдохнуть. Добиться же этого он смог только тогда, когда перед ним был один из многих образцов, кто также копил деньги и пытался на них построить свое счастье. Но они не дают духовного и нравственного наполнения.

Все идет также по замкнутому и пустому кругу, несмотря на то что богатые живут на порядок лучше, чем остальные. Поэтому жизнь в Неаполе течет по заведенному порядку: “…рано утром – завтрак в сумрачной столовой, – облачное, мало обещающее небо и толпа гидов у дверей вестибюля”. И со временем о таком бессмысленном движении начинает задумываться и главный герой.

Раньше, возможно, в потоке трудовой жизни ему подобное не встречалось. Теперь же, когда он плыл с семьей на пароходе к острову Капри, он чувствовал себя стариком.
Так, путешествие постепенно становится не способом отдыха, и своеобразным путем открытия Нового мира. Герой понимает, что его жизнь бессмыслена. Она пуста и не имеет духовного наполнения. Тогда он старается наполнить ее: посещает музеи.

Но и в этом мире все остается ему чуждо. Господин не может найти ту сферу, которая была бы созвучна его душе. Так происходит “…осмотр мертвенно-чистых и ровно, приятно, но скучно, точно снегом, освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей… а внутри – огромная пустота, молчание”.
Тогда господин пытается найти себя среди людей. На острове Капри он сталкивается с многими приезжими, но и они не заслуживают внимания.
Путешествие господина из Сан-Франциско, возможно, позволило ему отдохнуть, но оно не наполнило его жизнь никаким смыслом. Наоборот, за время путешествия он понял, что все что его окружало, было холодным и мрачным. Господин встречается за это время с людьми, но никто из них не оставил в его душе никакого следа. Пройдя все эти круги, он на острове Капри снова возвращается в привычный для него мир и заказывает роскошный обед.

Автор обращает наше внимание на то, что у главного героя в этот момент не было времени на размышления: он весь был поглощен подготовкой к обеду. Но мы понимаем, что внешние характеристики: элегантность, ухоженность, красота – являются только формой без содержания. Но его в этом путешествии главный герой так и не находит.

В последнем эпизоде автор предоставляет своему герою последний шанс попытаться впустить в свой мир хотя бы события в жизни других людей, чей духовный мир, возможно, намного богаче. Но господин не читает газет несмотря на то что берет их в руки. Он просто пробегается по заголовкам.

Вскоре строчки вспыхивают перед ним и пропадают навсегда. Так закончил свою жизнь богатый американец – господин из Сан-Франциско.
И. А. Бунин на примере одной личности показал нам трагедию многих людей. Не даром он так и не дал на протяжении всего повествования ему хоть какое-нибудь имя. Для писателя в данном случае важен не конкретный человек.

Он хотел показать нам, что трудовая и праздная жизнь бессмыслена, если она не имеет духовного наполнения. Писатель не дает нам готового рецепта, как нужно было бы поступить господину. Он проводит его по разным сферам общения: с искусством, людьми, газетами. Но герой от всего отворачивается.

Он, как и сама “Атлантида”, затерялся в океане общества и не может отыскать в нем того света, который мог бы привести его к новой жизни. Но это было бы невозможно, потому что все общество бездуховно. Путешествие лишний раз подтверждает это. Люди и в Старом и в Новом свете совершенно одинаковы – их жизнь пуста и бессмыслена.

Значит, господин не смог бы найти в нем никакого смысла. Именно поэтому его трагедия постепенно перерастает в драму.
Но смерть одного человека не изменила и само общество, поэтому оно помещает его тело в ящик из под содовой. А на самом острове продолжается тот же заведенный порядок. В такой же своеобразный круговорот попадает, хоть и мертвый, господин. “Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно [тело] снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль…”. Так круг жизни господина замыкается.

И снова автор показывает нам бушующую стихию. Она словно призывает людей вновь задуматься над своей жизнью. Непогода предупреждает о том, что она бесцельна и не имеет смысла. Стихия напоминает о том, что когда-то об этом “говорила” господину, но тот ее не послушал.

Но духовно пустые люди снова не слышат ее могучего призыва. Океан, непогода остаются за бортом и не приносят никакого вреда никому из пассажиров “Атлантиды”. И в конце автор показывает, что все пытки природы оказались бессмысленными: “И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…”.
И. А. Бунин заканчивает свое повествование на грустной ноте, подчеркивая в очередной раз, что не стоит так халатно относится к своей жизни. В ней обязательно должна быть духовная и нравственная составляющая, которая не является каким-то бременем. Она, наоборот, наполняет жизнь человека смыслом и позволяет радоваться каждому дню, который мы проживаем в своей жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Трагедия одного человека в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”