Трагедия доктора Рагина
В 90-е годы Чехова тревожит не только догматическое отношение человека к истине, которое может причинить России много бед. Оборотной стороной догматической активности является общественная пассивность. На эту тему Чехов написал рассказ “Палата № 6”, который по праву считается вершиной его реализма.
Палата № 6 – это флигель для умалишенных в провинциальной больнице. И одновременно это образ-символ русской полицейской государственности. Присмотримся внимательно к описанию палаты – оно как бы раздваивается: то ли это сумасшедший
Реализм на грани символа торжествует и в портретах обитателей палаты. Вот сторож Никита: “суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки”. У Никиты лицо-символ, лицо, типичное и в больнице для умалишенных, и в тюрьме, и в полицейской будке. Столь же многозначительны и характеры больных.
Таков Громов, российский интеллигент, страдающий манией преследования: “Достаточно малейшего шороха в сенях или крика на дворе, чтобы он поднял голову и стал прислушиваться: не за ним ли это идут? Не его ли ищут?” Перед нами болезнь, в концентрированном виде вместившая
Он один наделен острой реакцией на зло и неправду. Он один протестует против насилия, попирающего правду. Он один верит в прекрасную жизнь, которая со временем воцарится на земле.
Антиподом Громова является доктор Рагин. Этот человек – воплощенное спокойствие и равнодушие к мирскому треволнению. Он оправдывает свою пассивность философски.
Рагин убежден, что общественные перемены бесполезны: зло в мире неискоренимо, его сумма пребывает в жизни неизменной, а потому нет никакого смысла бороться с ним. Единственный достойный человека выход – уйти в себя, в свой внутренний мир. Свободное мышление – и полное презрение к суете мирской!
Громов возмущен такими рассуждениями Рагина: “Удобная философия… и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь”. Но удобна она лишь до поры до времени и при благоприятных жизненных обстоятельствах. “Страдания презираете,- продолжает Громов,- а небось прищеми вам дверью палец, так заорете во все горло!”
Беседы Рагина с Громовым подслушивает сослуживец доктора и строчит на него политический донос. А поскольку политическая неблагонадежность в России отождествлялась с сумасшествием (вспомним судьбу Чаадаева в жизни и Чацкого в
литературе), Рагин объявляется сумасшедшим и попадает в палату № 6. Наступает предсказанное Громовым возмездие за его “удобную” философию.
Герой становится жертвой собственного попустительства, ему дается шанс на практике проверить свои принципы, свою правоту.
В палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение.
Рагин не выдерживает, он хочет убить сторожа Никиту, бежать, восстановить справедливость. Он действительно “кричит во все горло”. Но с протестом и бунтом герой опоздал.
И в финале рассказа Рагин умирает от железных кулаков Никиты и сопутствующего им апоплексического удара.
Символический смысл чеховского рассказа почувствовал одареннейший русский писатель Н. С. Лесков: “Всюду палата № 6. Это – Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата – это Русь!”