Трагедийность конфликтов и лаконизм формы (“Маленькие трагедии”, “Борис Годунов”)



“Маленькие трагедии” – условное название цикла, который составляют четыре драматических произведения: “Скупой рыцарь” (1830), “Моцарт и Сальери” (1830), “Каменный гость” (1830), “Пир во время чумы” (1830). В “Скупом рыцаре” исторически верно показана эпоха позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и уменьшения власти сюзеренов. В создании характеров Пушкин стремился к многостороннему раскрытию внутреннего мира персонажей трагедии, их социального облика,

присущих им национально-исторических черт.

В сравнении с Шекспиром Пушкин осложнил свои задачи драматурга, сведя трагедию всего лишь к нескольким сценам, что потребовало от него большей концентрации содержания, тщательного отбора деталей, лаконичности и четкости в раскрытии отношений между персонажами снизу доверху.

Центральным эпизодом в сценах, показывающих Барона, и основой внешнего конфликта являются отношения отца, боящегося сына, и сына, ненавидящего отца. Конфликт завязывается еще в высказываниях их друг о друге. В феодально-рыцарское общество проникает новая сила – власть золота и денег.

Именно эта тема развита в образе скупого рыцаря. П. раскрывает психологию скупости, жестокость власти золота, кот. владеет скупой рыцарь. Все свое счастье, всю честь свою и славу он видит в сундуках, наполненных золотом. Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определенной исторической эпохи.

Золото господствует в трагедии. В “СР” почти не раскрывается индивидуальный характер Барона. Трагизм образа Барона в том, что его всемогущество эфемерно, оно воплощено в облике хилого, полубезумного старика, часы жизни которого сочтены.

И ничего уже не оставляет он в сердцах других, кроме вражды и ужаса.

В основу сюжета трагедии “Моцарт и Сальери” лег распространенный тогда слух о том, что в ранней гибели знаменитого немецкого композитора Моцарта виноват другой композитор – Сальери. Комментарий сюжета трагедии раскрывает роль труда и вдохновения в создании произведений искусства. Основной проблемой трагедии Белинский считал “вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения”. В образе Моцарта П. подчеркивает могучую силу гения художника.

Белинский находил, что в лице Моцарта п. представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, нисколько не подозревая своего величия. Моцарт – настоящий гений, он как бы олицетворяет радость и свет, он противостоит темному и злобному в своей зависти и коварстве Сальери. Подлинно великое искусство несовместимо со злодейством, в преступлением.

В этой трагедии раскрыта и психология зависти. Рисуя образ Моцарта, П. защищал свободу своего творчества в условиях николаевского режима. В этом плане трагедия переплетается со стихотворением П. о поэте. Проблемы вдохновения, творческого акта, роли искусства всегда волновали П.

В трагедии “Каменный гость”, которой особенно восхищался Белинский, П. по-новому разработал старинную испанскую легенду о гуляке и распутнике Дон Гуане. Традиционный в сценах с Лаурой образ Дон Гуана переосмысливается П. в сценах с Донной Анной. Подлинная любовь перерождает Дон Гуана. Трагическая гибель Дон Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею П. о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной.

Гибель Дон Гуана необходимо завершает драму.

2 типа женской любви представлены в образах Лауры (любовь – наслаждение) и Доны Анны (любовь – страдание). А в целом трагедия – гимн любви.

Трагедия “Пир во время чумы” – оптимистический гимн жизни, побеждающей смерть. П. провозглашает славу смелости и мужеству человека, бесстрашно бросающего вызов всему, “Что гибелью грозит”. Городецкий справедливо указывает на “метод резкого контрастирования”, используемый Пушкиным в самых различных его вариантах и оттенках, что приводит в “М.

ТР.” к крайней напряженности и драматизму положений.

Трагедия А. С. Пушкина “Борис Годунов” представляет собой историческое произведение, основанное на реальных фактах – сюжетом драмы послужили события Смутного времени в России, а действующими лицами стали в том числе подлинные исторические фигуры.

“Борис Годунов” посвящен историческим событиям конца 16 – начала 17 века, одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней поэт. Материал – “ИГР” Карамзина и русские летописи. Богатые впечатления дала поездка в Псков в сентябре 1825.

В трагедии поэт ставил своей задачей показать “судьбу народную, судьбу человеческую”. “Борис Годунов” замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нем картин русской жизни конца 16-начала 17 в. Белинский отмечает глубокое изображение. Пушкин, по его словам, стремился “воскресить минувший век во всей его истине”. В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства.

Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши. Поставлена в трагедии и проблема взаимоотношения народа и царской власти. П. показал вражду народа к боярству, его антипатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом.

Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия.

Сцена избрания царя полна иронии. 1 московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слезы. Этим комическим советом Пушкин подчеркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царем. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа.

П. раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа, несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу развития наци, государства, народу и принадлежит последнее слово.

В трагедии побеждает народ, но он снова оказывается и побежденным: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражение хода истории в эпоху самого Пушкина Народ сверг во Фр. Старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот.

В этой коллизии поэт видит проявление некоей исторической закономерности.

В трагедии отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческими воззрениями Карамзина и декабристов. Пушкин, верно, изобразил политические отношения той эпохи. Интересно отметить, что в трагедии выведены и предки самого Пушкина как участники полит борьбы.

В уста БГ поэт вкладывает характеристику ода Пушкина как рода мятежного.

Сопоставляя свой творческий метод со старой системой искусства классицизма, П. провозглашает принцип реализма. В создании трагедии П. помогло изучение исторических хроник Шекспира. В “БГ” П. использовал фольклорный материал.

В замечательной сцене в корчме поэт приводит прибаутки и присловья, слышанные им в Михайловском, народную песню “Как во городе было во Казани”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Трагедийность конфликтов и лаконизм формы (“Маленькие трагедии”, “Борис Годунов”)