Толстой, Анализ произведения Детство, План



Анализ произведения

Жанр произведения – автобиографическая повесть. Кульми­нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них – завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий – раз­вязка, “последние грустные воспоминания”.

Повесть “Детство”, напечатанная в журнале Н. А. Некрасова “Современник”, наряду с военными рассказами, сразу же при­несла Толстому известность и признание его таланта. Его замеча­тельный талант в изображении

человеческой души, умение уви­деть и выразить словом тончайшие, часто противоречивые про­явления жизни как ребенка, так и взрослого, сказались уже в этих ранних произведениях. Тематика повести – становление личности ребенка под воздействием окружающей среды, отраже­ние его душевных переживаний.

Н. Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писа­теля, отметил его умение улавливать “диалектику души”. Другая сильная черта, по мнению критика, – это “чистота нравствен­ного чувства”. И действительно, эти черты обнаруживаются уже в ранней автобиографической трилогии “Детство”,

“Отрочество”, “Юность”.

Объективное наблюдение над жизнью соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии при­сутствуют персонажи, прототипами которых послужили родствен­ники Толстого, близкие его семье люди, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духов­ный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характери­стика всех действующих лиц и их поступков ведется от лица маль­чика, он как бы все “пропускает через себя”.

И что интересно, хотя произведение написано уже зрелым человеком, события и поступки осмыслены с позиции ребенка.

С большой теплотой рассказывается в повести о няне Наталье Савишне. Ей посвящены самые проникновенные строки. Так, горе детей, теряющих свою мать, которое притворно разделяют съе­хавшиеся соседи, искренне и полно, просто и безмолвно разде­ляют крепостные.

И чудесный образ Натальи Савишны в полной мере проявляется тогда, когда описывается общее горе. А Карл Иваныч, добрый старик-учитель! Ему приходилось терпеть мно­гое от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.

Особое место занимает в повести образ матери. Он явно проти­вопоставлен остальным, в нем – целостность любящего человека и чудесного характера.

Одно из открытий молодого Толстого таково: каждый человек вмещает в себе от рождения все человеческие возможности – хорошие и дурные. Воспитание, среда, его собственная воля раз­вивают одно и вытесняют, а часто и истребляют другое. В слож­ном противоборстве растет и крепнет характер, и оно никогда не утихнет.

План

1. Жизнь детей в родительском доме.

2. Переезд мальчиков в Москву.

3. Известие о болезни матери.

4. Смерть и похороны матери.

5. “Последние грустные воспоминания”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Толстой, Анализ произведения Детство, План