Именно «незыблемость» и «чугунность», «неподвижность» есть то, что в сфере духовной жизни безнадежно и бесплодно, больше того — опасно и губительно. Достоевский перенимает у Пушкина («Пиковая дама») выражение «неподвижная идея» и в ряде художественных образов показывает всю губительность «неподвижной идеи» или тех «готовых идей», которые запасаются «как дрова на зиму» («Зимние заметки о летних впечатлениях»), для индивидуума, сознанием которого она овладела, и всю ее неспособность быть реальною силою в жизни. Ибо в «живой жизни» неподвижное ведет к разложению и распаду Идее неподвижной, очевидно, нужно противопоставить идею живую, движущуюся, как это сделал, напр., Гегель, для которого также «отрицание» есть прежде всего неподвижное, остановившееся, застывшее понятие, понятие «закрепленное».
«Неподвижная идея» владеет Игроком, Раскольниковым, Подростком, Ипполитом, мужем Кроткой и т. д., и основание ее бессилия и губительности в том, что она стремится к насилию над живой и текучей жизнью. Живая идея, напротив, обладает чрезвычайной силой, и почти отголоском ранних шеллингианских увлечений Достоевского звучат те строки, где он утверждает безусловный примат идеи над средою, зависимость среды от носителей идеи — индивидуума и народа. «Среда зависит вполне» от индивидуума, т. е. «от его беспрерывного покаяния и самосовершенствования» — т. е. именно от способности к духовному движению. «Энергия, труд и борьба — вот чем перерабатывается среда. Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства».
Образцом идеи «неподвижной» и поэтому убивающей жизнь является для Достоевского — как и для Гегеля — «просвещенство».
Неподвижные, незыблемые идеи, несмотря на свою «незыблемость», на свою кажущуюся устойчивость и прочность, оказываются при встрече с действительностью зыбкими, шаткими, неустойчивыми. Эта неустойчивость коренится не во внешних условиях бытия неподвижных идей, но в их внутренней онтологической слабости, непрочности. Онтологическая слабость «неподвижных», «незыблемых», «чугунных» идей связана со своеобразием их содержания.
Просвещенская идея пуста, бедна содержанием. Это идея, «попавшая на улицу». «Попасть на улицу» (выражение это в «Бесах», много раз в «Дневнике писателя») для идеи значит «опроститься». «Опроститься» же — значит потерять внутреннюю сложность и богатство структуры, ту внутреннюю содержательность, благодаря которой идея идет впереди жизни, — «вашим реализмом сотой доли реально случившихся фактов не объяснить, а мы нашим идеализмом факты пророчили», — замечает Достоевский в известном отрывке о реализме и идеализме, а в письме к Майкову утверждает: «Наш идеализм реальнее их реализма».
- Толкование Достоевским «надсознательного» часть I Не раз Достоевский истолковывает сферу надсознательного. Правда, это только одно из пониманий «надсознательного» у Достоевского, но понимание во всяком случае весьма важное для уразумения историософских воззрений Достоевского. Идеи, мысли, чувства, настроения, стремления приходят в душу индивидуума из какого-то «надсознания» народа, а то и человечества. «Есть идеи невысказанные, бессознательные и только лишь сильно чувствуемые; таких идей ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: нежный разобрать как часть речи Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : НЕЖНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное Формы : нежный, нежного, нежному, нежным, нежном, нежная, нежной, нежную, нежною, ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний ... Читать далее...
- Диалог с Достоевским Два дня неожиданной апрельской жары (28-30 апреля) совпали в этом году с традиционными X Юношескими чтениями «Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века». Сотрудники Дома-музея Ф. М. Достоевского в г. Старая Русса Наталья Анатольевна Костина, Вера Ивановна Богданова, Наталья Дмитриевна Шмелева, как всегда, гостеприимно и по-домашнему тепло встретили участников чтений. С напутственным словом на открытии ... Читать далее...
- Сон Мцыри и его толкование в одноименной поэме Лермонтова М. Ю Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» построена в форме исповеди героя о трех днях, проведенных им на воле. Кроме того, композиция произведения включает в себя предысторию героя и его сон, который он видит, когда, сбившись с пути, голодный и умирающий, вновь выходит к монастырю. Упав в бессилии возле святой обители, Мцыри видит сон, в котором в ... Читать далее...
- Толкование образа и судьбы Йозефа К. в романе Кафки Йозеф К. наказывается за неспособность к любви, за безразлично-корректный образ жизни и за холодность сердца, или может он наказывает себя сам, выносит приговор и приводит его в исполнение. Таинственный суд, о котором он часто судит столь пренебрежительно, но который все же признает, — это его совесть, перед судом которой он недоволен своей жизнью, поверхносностью, вялостью, ... Читать далее...
- «Простота взгляда» Достоевского часть II Вместе с бытием мира они теряют и свое собственное бытие. Отрыв от конкретности есть путь к смерти, к небытию. Не будем прослеживать такой же двойственности в иных сферах душевной жизни, вне сферы мысли. Может быть, это было бы даже и гораздо легче и результаты анализов были бы рельефнее. Остановимся, однако, еще на одном мотиве мировоззрения ... Читать далее...
- Сергей Носов: «С Достоевским мы могли бы запросто ехать в одном купе» — Сергей Анатольевич! Вы один из самых популярных современных авторов. Упоминания о Вас можно обнаружить, по статистике Яндекса, на десятках тысячах интернет-страниц. В Сети выложены тексты Ваших романов, рассказов и пьес. Вам посвятила страницу «Википедия». Вы ведете блог в ЖЖ… Это сейчас. А как все начиналось? Ведь в «лирики» Вы пришли из «физиков», а такое ... Читать далее...
- Проблема творческих взаимоотношений Т. Манна с Достоевским Одной из магистральных тем произведений Т. Манна начиная с первых его шагов на литературном поприще была тема распада прочных, устойчивых и «красивых» форм жизни немецкого бюргерства «средневысшего» круга, т. е. та тема, которую Достоевский — применительно к истории русского дворянства XIX в. — так выразительно сформулировал в заключении романа «Подросток». В первом своем большом эпическом ... Читать далее...
- «Простота взгляда» Достоевского часть I В удивительных, но почему-то мало известных «Заметках о простоте и упрощенности» Достоевский дает характеристику «опрощенной», или «упрощенной», идеи, идеи, «попавшей на улицу», идеи того времени, «когда страшно доставалось Пушкину и вознесены были сапоги». «Простота взгляда» есть то, что Достоевского — по его собственному признанию — больше всего поражало в просвещенстве. Эта «простота взгляда» есть «стремительность ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: полон лес Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ПОЛОН Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : полон, полона, полону, полоном, полоне, полоны, полонов, полонам, полонами, полонах Начальная форма ... Читать далее...
- Чье толкование образа Катерины Кабановой — Н. А. Добролюбова или Д. И. Писарева — следует считать наиболее верным? Пьеса А. Н. Островского «Гроза» появилась на сцене в 1860 году в период подъема общественно-политической борьбы в России накануне отмены крепостного права. Ведущий критик журнала «Современник» Н. А. Добролюбов сразу заметил драму Островского среди литературных новинок года и написал большую статью с многозначительным названием «Луч света в темном царстве» (1860). Д. И. Писарев изложил свой ... Читать далее...
- Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, толкование, оценка) Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской мудрости. Ведь истинное благодушие может прийти только через тонкое понимание жизни. В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов. Написано ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: игра идет в одни ворота Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ИГРА Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Формы : игра, игры, игре, игру, игрой, игрою, игр, играм, играми, играх Начальная форма ... Читать далее...
- Понятие моральных норм у Достоевского часть I Не только сладострастие является таким внешним истинному бытию человека принципом, врывающимся в жизнь его сознания. Всякое наслаждение, даже самое непосредственное и примитивное, овладевает человеком как какая-то посторонняя, чуждая ему сила, против которой бессильно высшее в человеке. Таков смысл разговора. Достоевский употребляет и слово «бессознательное» («Хозяйка», напр.), он часто говорит о «неясном сознании». Так, Ордынову «порой ... Читать далее...
- В каких произведениях русской литературы используется поэтика замкнутого пространства и в чем они сопоставимы с вариантом, созданным Достоевским? В каких произведениях русской литературы используется поэтика замкнутого пространства и в чем они сопоставимы с вариантом, созданным Ф. М. Достоевским? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что понятие «замкнутость» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» предполагает ситуацию универсальной ограниченности пространства. Выявите основные направления ограничений (физические — теснота, узость, сырость, предметно-вещная минимизация и т.д., психофизиологические ... Читать далее...
- «СЕРДЦЕМ МУДРЫЕ»(О «старцах» у Достоевского) часть I «Познать природу, душу, Бога, любовь… Это познается сердцем, а не умом». Достоевский. Письма. «Глубоко сердце (человеку) паче всех, и человек есть, и кто познает его»? В одном из своих писем к А. Н. Майкову, Достоевский говорит о положительном типе в мировой литературе и о своей мечте создать такой тип. Через все творчество писателя проходит идея ... Читать далее...
- Определение Идея Идея (греч. idea — понятие, представление) — главная обобщающая мысль художественного произведения, выражение авторской тенденции в раскрытии той или иной темы. Например, основная идея «Слова о полку Игореве» — идея объединения Руси перед нашествием вражеских полчищ. Свойства идеи: субъективность и образность (идея пронизывает художественные образы), соответствие всей художественной логике произведения [76]. Идея находит свое отражение ... Читать далее...
- Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в «Житие великого грешника» Достоевского часть II В учении старца Зосимы у Достоевского есть замечательное место о том, что и в аду можно еще смирением и покаянием получить некое избавление от мук. В православной святоотеческой литературе, поскольку она нам доступна и лишь в той, которую читал Достоевский, мы не нашли этой мысли ни у кого, кроме лишь Иоанна Златоуста, да и то ... Читать далее...
- Пример урока по изучению поэмы Блока «Двенадцать». Часть вторая Блок понимал революцию как своего рода наказание правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по отношению к собственному народу. В связи с этим злоба раба, который, восстав, борется за свои права и вроде как восстанавливает попранную справедливость, по Блоку, является исторически объяснимой и в чем-то оправданной — «святая», но даже это ... Читать далее...
- Краткое описание Ивана Карамазова часть I Обратимся к Ивану Карамазову. Он тоже настоящий Карамазов, но в нем эмпирия пола играет пока небольшую роль. «Энергия пола» (т. е. та сила, которая глубже эмпирии пола и которая может переходить в другие формы эмпирической энергии, или, как ныне говорят, «сублимироваться») уходит у него по преимуществу в «страстную жажду жизни». Впрочем, Смердяков бросает Ивану упрек ... Читать далее...
- Роман Подросток. Часть 1. (Достоевский Ф. М.) Приступал в начале 1874 года к работе над романом «Подросток», Достоевский решил написать утопию о «детском рае», об особой детской общине, которая живет по своим собственным нравственным законам. Но этот замысел постепенно исчезает и заменяется другим. Достоевский возвращается к неосуществленному плану романа «Житие великого грешника», над которым он работал еще в 1869 году. Он записывает ... Читать далее...
- Н. В. Гоголь. «Портрет». Часть I Урок в 8-м классе Эпиграфом к уроку служит изречение Т. Драйзера: «Искусство — это нектар души, собранный в трудах и муках». К нему мы обратимся в конце занятия, подводя итог собственным размышлениям. В начале урока стоит вспомнить о времени, когда создавалась повесть (1834). В те годы в обществе велись споры о сущности искусства. Героями романтических ... Читать далее...
- Роман Подросток. Часть 2. (Достоевский Ф. М.) Символически раздвоенность Версилова’ подтверждается в эпизоде со старинным образом, завещанным ему Макаром Ивановичем. Версилов разбивает образ, который раскалывается точно на две половины. Версилов жил в двойственную, переломную и переходную эпоху в истории России середины XIX века. И эта эпоха наложила неизбежный отпечаток на его разум и сердце. Трагическая раздвоенность Веренлова определяет в свою очередь участь ... Читать далее...
- Благодаря — какая часть речи Благодаря Прежде всего, необходимо разобраться, с какой частью речи мы имеем дело. В современном русском языке слово благодаря может быть предлогом (благодаря его помощи) или деепричастием от глагола благодарить. Предлог благодаря является производным, а образовался он от деепричастия, и этим отчасти объясняются ошибки в употреблении предлога. Напомним, что предлог служит для обозначения связи между словами ... Читать далее...
- Азиатская часть России 1. Сравните Сибирь и Дальний Восток с европейской частью России по природным условиям и природным ресурсам. Сделайте вывод. У этих регионов много общего, особенно по контрасту с европейской территорией России. В них преобладают горные территории, однако есть и обширные низменности. В Сибири низменности (Западно-Сибирская и Северо-Сибирская) больше, чем на Дальнем Востоке (Яно — Индигирская, Колымская). ... Читать далее...
- Краткое содержание романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» (Книга 2, часть пятая) Книга вторая Часть пятая I Многих унесла война, но все же на Татарский хутор вернулись иные казаки, включая и Петро Мелехова. От него-то и узнали, что Григорий подался к большевикам. К зиме сюда, в здешнюю глухую тишину, стали доползать тревожные слухи о гражданской войне, вспыхнувшей под Новочеркасском. II Прежде чем окончательно перейти на сторону большевиков, ... Читать далее...
- Пример урока по изучению поэмы Блока «Двенадцать». Часть первая Тема урока: тезис о том, что это произведение не панегирик революции, а попытка понять свою страну и свой народ. Предоставленное школьной программой право учителю выбирать произведения для текстуального изучения может иногда сыграть довольно злую шутку с тем преподавателем, который, в погоне за «новациями», поторопится отказаться от произведений, «скомпрометировавших» себя тем, как они изучались в школе ... Читать далее...
- Охарактеризуйте жанровую форму романа «Преступление и наказание» Охарактеризуйте жанровую форму романа «Преступление и наказание». Согласны ли вы с его определениями как нравственно-философского романа, романа идей? Две важнейшие социально-философские идеи времени нашли отражение в замыслах и теориях героя романа Родиона Раскольникова. Во-первых, это идея о возможности, допустимости, необходимости революционного насилия, даже разрешения «крови по совести» для восстановления социальной справедливости, для того, чтобы сделать ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Я — ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО» Но в этом мире случайностей нет, И не мне сожалеть о судьбе… Б. Гребенщиков Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны намекнуть читателю на что-то особенно важное для автора. Это может быть и историческое значение изображаемого, и специфика художественного воплощения, и глобальная философская проблема, решаемая в произведении. Эпиграф романа «Мастер и Маргарита», по сути дела, ... Читать далее...
- Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в «Житие великого грешника» Достоевского часть I Коснемся теперь живого прототипа Зосимы оптинского старца Амвросия. Я со знательно опущу то, что взято уже для описания Оптиной пустыни проф. Комарови- чем, хотя и «Житие Льва» использовано им не во всем существенном. «Великий оп- тинский старец иеросхимонах о. Амвросий» родился в 1812 г. и лет на десять пере жил Достоевского. Звали его в миру ... Читать далее...
- «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» Но в этом мире случайностей нет, И не мне сожалеть о судьбе… В. Гребенщиков Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны намекнуть читателю на что-то особенно важное для автора. Это может быть и историческое значение изображаемого, и специфика художественного воплощения, и глобальная ... Читать далее...
- Конспект урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи» 3 класс — скачать бесплатно Урок русского языка в 3-м классе на тему «Имя прилагательное как часть речи». Использованием технологии развития критического мышления информационно-коммуникационной технологии Данный урок развивает креативность мышления, умение прогнозировать и анализировать, обогащает словарный запас учащихся, воспитывает бережное отношение к природе. На уроке используются методы: фонетического, морфемного, морфологического разборов. В организацию работы на уроке включаются задания, подводящие ученика ... Читать далее...
- Сочинение по произведению Гончарова «Обломов»;. Часть 1 Роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в «Отечественных записках». Публикация растянулась на четыре месяца, что не способствовало успеху произведения с вяло развивающимся сюжетом. В истории России это была застойная эпоха, когда с особой остротой в обществе назревал вопрос об отмене крепостного права. Роман открывается описанием внешности и характера главного героя — ... Читать далее...
- Жизнь профессора, составляющая часть содержания «Скучной истории» Чехова Идейной стороной русской жизни Чехов заинтересовался уже в ту пору, когда восприимчивость слабеет и «опыт жизни» делает и самые пылкие натуры несколько апатичными в поисках миросозерцания. Став летописцем и бытописателем духовного вырождения и измельчания нашей интеллигенции, Чехов сам не примкнул ни к одному определенному направлению. Он одновременно близок и к «Новому Времени», и к «Русской ... Читать далее...
- Идея произведения Идея Произведения — основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов. Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ... Читать далее...
- Урок на тему «Лучший способ отыскать хорошую идею — найти много идей» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Левокумского муниципального района Ставропольского края Урок на тему «Лучший способ отыскать хорошую идею — найти много идей» Подготовила: учитель биологии Первой квалификационной категории Краева Мария Александровна 2015 год Мастер — класс. Лучший способ создать хорошую идею — иметь много идей. Лайнус Полинг, физик, нобелевский лауреат. Хотя создание ... Читать далее...
- Рецензия к роману Стоик. Оплот Часть 2 (Драйзер Теодор) Драйзер утверждал, что в трагедии Клайда и других повинно общество, внушившее им ложные понятия о ценностях, и не только утверждал, но блистательно показал, как это происходит. «Американская трагедия» была необходимым этапом в творческой эволюции писателя, ибо в этом романе он ответил на вопрос «кто виноват?» и, следовательно, мог теперь обратиться к поискам ответа на вопрос ... Читать далее...
- Образы помещиков Часть 2. по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Вместо настоящего чувства — у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли — какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками». Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же — духовной пустоты ... Читать далее...
Толкование Достоевским «надсознательного» часть II