Толкование Достоевским “надсознательного” часть II
Именно “незыблемость” и “чугунность”, “неподвижность” есть то, что в сфере духовной жизни безнадежно и бесплодно, больше того – опасно и губительно. Достоевский перенимает у Пушкина (“Пиковая дама”) выражение “неподвижная идея” и в ряде художественных образов показывает всю губительность “неподвижной идеи” или тех “готовых идей”, которые запасаются “как дрова на зиму” (“Зимние заметки о летних впечатлениях”), для индивидуума, сознанием которого она овладела, и всю ее неспособность быть
“Неподвижная идея” владеет Игроком, Раскольниковым, Подростком, Ипполитом, мужем Кроткой и т. д., и основание ее бессилия и губительности в том, что она стремится к насилию над живой и текучей жизнью. Живая идея, напротив, обладает чрезвычайной силой, и почти отголоском ранних шеллингианских
Образцом идеи “неподвижной” и поэтому убивающей жизнь является для Достоевского – как и для Гегеля – “просвещенство”.
Неподвижные, незыблемые идеи, несмотря на свою “незыблемость”, на свою кажущуюся устойчивость и прочность, оказываются при встрече с действительностью зыбкими, шаткими, неустойчивыми. Эта неустойчивость коренится не во внешних условиях бытия неподвижных идей, но в их внутренней онтологической слабости, непрочности. Онтологическая слабость “неподвижных”, “незыблемых”, “чугунных” идей связана со своеобразием их содержания.
Просвещенская идея пуста, бедна содержанием. Это идея, “попавшая на улицу”. “Попасть на улицу” (выражение это в “Бесах”, много раз в “Дневнике писателя”) для идеи значит “опроститься”. “Опроститься” же – значит потерять внутреннюю сложность и богатство структуры, ту внутреннюю содержательность, благодаря которой идея идет впереди жизни, – “вашим реализмом сотой доли реально случившихся фактов не объяснить, а мы нашим идеализмом факты пророчили”, – замечает Достоевский в известном отрывке о реализме и идеализме, а в письме к Майкову утверждает: “Наш идеализм реальнее их реализма”.
- Толкование Достоевским “надсознательного” часть I Не раз Достоевский истолковывает сферу надсознательного. Правда, это только одно из пониманий “надсознательного” у Достоевского, но понимание во всяком случае весьма важное для уразумения историософских воззрений Достоевского. Идеи, мысли, чувства, настроения, стремления приходят в душу индивидуума из какого-то “надсознания” народа, а то и человечества. “Есть идеи невысказанные, бессознательные и только лишь сильно чувствуемые; таких идей […]...
- “Простота взгляда” Достоевского часть II Вместе с бытием мира они теряют и свое собственное бытие. Отрыв от конкретности есть путь к смерти, к небытию. Не будем прослеживать такой же двойственности в иных сферах душевной жизни, вне сферы мысли. Может быть, это было бы даже и гораздо легче и результаты анализов были бы рельефнее. Остановимся, однако, еще на одном мотиве мировоззрения […]...
- Диалог с Достоевским Два дня неожиданной апрельской жары (28-30 апреля) совпали в этом году с традиционными X Юношескими чтениями “Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века”. Сотрудники Дома-музея Ф. М. Достоевского в г. Старая Русса Наталья Анатольевна Костина, Вера Ивановна Богданова, Наталья Дмитриевна Шмелева, как всегда, гостеприимно и по-домашнему тепло встретили участников чтений. С напутственным словом на открытии […]...
- Сон Мцыри и его толкование в одноименной поэме Лермонтова М. Ю Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” построена в форме исповеди героя о трех днях, проведенных им на воле. Кроме того, композиция произведения включает в себя предысторию героя и его сон, который он видит, когда, сбившись с пути, голодный и умирающий, вновь выходит к монастырю. Упав в бессилии возле святой обители, Мцыри видит сон, в котором в […]...
- Толкование образа и судьбы Йозефа К. в романе Кафки Йозеф К. наказывается за неспособность к любви, за безразлично-корректный образ жизни и за холодность сердца, или может он наказывает себя сам, выносит приговор и приводит его в исполнение. Таинственный суд, о котором он часто судит столь пренебрежительно, но который все же признает, – это его совесть, перед судом которой он недоволен своей жизнью, поверхносностью, вялостью, […]...
- “Простота взгляда” Достоевского часть I В удивительных, но почему-то мало известных “Заметках о простоте и упрощенности” Достоевский дает характеристику “опрощенной”, или “упрощенной”, идеи, идеи, “попавшей на улицу”, идеи того времени, “когда страшно доставалось Пушкину и вознесены были сапоги”. “Простота взгляда” есть то, что Достоевского – по его собственному признанию – больше всего поражало в просвещенстве. Эта “простота взгляда” есть “стремительность […]...
- Проблема творческих взаимоотношений Т. Манна с Достоевским Одной из магистральных тем произведений Т. Манна начиная с первых его шагов на литературном поприще была тема распада прочных, устойчивых и “красивых” форм жизни немецкого бюргерства “средневысшего” круга, т. е. та тема, которую Достоевский – применительно к истории русского дворянства XIX в. – так выразительно сформулировал в заключении романа “Подросток”. В первом своем большом эпическом […]...
- Чье толкование образа Катерины Кабановой – Н. А. Добролюбова или Д. И. Писарева – следует считать наиболее верным? Пьеса А. Н. Островского “Гроза” появилась на сцене в 1860 году в период подъема общественно-политической борьбы в России накануне отмены крепостного права. Ведущий критик журнала “Современник” Н. А. Добролюбов сразу заметил драму Островского среди литературных новинок года и написал большую статью с многозначительным названием “Луч света в темном царстве” (1860). Д. И. Писарев изложил свой […]...
- “СЕРДЦЕМ МУДРЫЕ”(О “старцах” у Достоевского) часть I “Познать природу, душу, Бога, любовь… Это познается сердцем, а не умом”. Достоевский. Письма. “Глубоко сердце (человеку) паче всех, и человек есть, и кто познает его”? В одном из своих писем к А. Н. Майкову, Достоевский говорит о положительном типе в мировой литературе и о своей мечте создать такой тип. Через все творчество писателя проходит идея […]...
- Определение Идея Идея (греч. idea – понятие, представление) – главная обобщающая мысль художественного произведения, выражение авторской тенденции в раскрытии той или иной темы. Например, основная идея “Слова о полку Игореве” – идея объединения Руси перед нашествием вражеских полчищ. Свойства идеи: субъективность и образность (идея пронизывает художественные образы), соответствие всей художественной логике произведения [76]. Идея находит свое отражение […]...
- Пример урока по изучению поэмы Блока “Двенадцать”. Часть вторая Блок понимал революцию как своего рода наказание правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по отношению к собственному народу. В связи с этим злоба раба, который, восстав, борется за свои права и вроде как восстанавливает попранную справедливость, по Блоку, является исторически объяснимой и в чем-то оправданной – “святая”, но даже это […]...
- Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в “Житие великого грешника” Достоевского часть II В учении старца Зосимы у Достоевского есть замечательное место о том, что и в аду можно еще смирением и покаянием получить некое избавление от мук. В православной святоотеческой литературе, поскольку она нам доступна и лишь в той, которую читал Достоевский, мы не нашли этой мысли ни у кого, кроме лишь Иоанна Златоуста, да и то […]...
- Роман Подросток. Часть 1. (Достоевский Ф. М.) Приступал в начале 1874 года к работе над романом “Подросток”, Достоевский решил написать утопию о “детском рае”, об особой детской общине, которая живет по своим собственным нравственным законам. Но этот замысел постепенно исчезает и заменяется другим. Достоевский возвращается к неосуществленному плану романа “Житие великого грешника”, над которым он работал еще в 1869 году. Он записывает […]...
- Краткое описание Ивана Карамазова часть I Обратимся к Ивану Карамазову. Он тоже настоящий Карамазов, но в нем эмпирия пола играет пока небольшую роль. “Энергия пола” (т. е. та сила, которая глубже эмпирии пола и которая может переходить в другие формы эмпирической энергии, или, как ныне говорят, “сублимироваться”) уходит у него по преимуществу в “страстную жажду жизни”. Впрочем, Смердяков бросает Ивану упрек […]...
- Н. В. Гоголь. “Портрет”. Часть I Урок в 8-м классе Эпиграфом к уроку служит изречение Т. Драйзера: “Искусство – это нектар души, собранный в трудах и муках”. К нему мы обратимся в конце занятия, подводя итог собственным размышлениям. В начале урока стоит вспомнить о времени, когда создавалась повесть (1834). В те годы в обществе велись споры о сущности искусства. Героями романтических […]...
- Роман Подросток. Часть 2. (Достоевский Ф. М.) Символически раздвоенность Версилова’ подтверждается в эпизоде со старинным образом, завещанным ему Макаром Ивановичем. Версилов разбивает образ, который раскалывается точно на две половины. Версилов жил в двойственную, переломную и переходную эпоху в истории России середины XIX века. И эта эпоха наложила неизбежный отпечаток на его разум и сердце. Трагическая раздвоенность Веренлова определяет в свою очередь участь […]...
- Благодаря – какая часть речи Благодаря Прежде всего, необходимо разобраться, с какой частью речи мы имеем дело. В современном русском языке слово благодаря может быть предлогом (благодаря его помощи) или деепричастием от глагола благодарить. Предлог благодаря является производным, а образовался он от деепричастия, и этим отчасти объясняются ошибки в употреблении предлога. Напомним, что предлог служит для обозначения связи между словами […]...
- Азиатская часть России 1. Сравните Сибирь и Дальний Восток с европейской частью России по природным условиям и природным ресурсам. Сделайте вывод. У этих регионов много общего, особенно по контрасту с европейской территорией России. В них преобладают горные территории, однако есть и обширные низменности. В Сибири низменности (Западно-Сибирская и Северо-Сибирская) больше, чем на Дальнем Востоке (Яно – Индигирская, Колымская). […]...
- Моя семья – часть моей малой родины, интернациональный союз родных и близких людей Семья – самое важное в жизни каждого, это то, с чем счастливый человек рождается, и то, что он оставляет, уходя в мир иной. Семья – это маленькая модель общества, в котором мы живем, наша “малая родина”. Именно в семье человек учится любить, заботиться, согласовывать свои интересы с интересами других людей. Именно в семье человек учится […]...
- Краткое содержание романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” (Книга 2, часть пятая) Книга вторая Часть пятая I Многих унесла война, но все же на Татарский хутор вернулись иные казаки, включая и Петро Мелехова. От него-то и узнали, что Григорий подался к большевикам. К зиме сюда, в здешнюю глухую тишину, стали доползать тревожные слухи о гражданской войне, вспыхнувшей под Новочеркасском. II Прежде чем окончательно перейти на сторону большевиков, […]...
- Сочинение на тему: “Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО” Но в этом мире случайностей нет, И не мне сожалеть о судьбе… Б. Гребенщиков Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны намекнуть читателю на что-то особенно важное для автора. Это может быть и историческое значение изображаемого, и специфика художественного воплощения, и глобальная философская проблема, решаемая в произведении. Эпиграф романа “Мастер и Маргарита”, по сути дела, […]...
- Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в “Житие великого грешника” Достоевского часть I Коснемся теперь живого прототипа Зосимы оптинского старца Амвросия. Я со знательно опущу то, что взято уже для описания Оптиной пустыни проф. Комарови- чем, хотя и “Житие Льва” использовано им не во всем существенном. “Великий оп- тинский старец иеросхимонах о. Амвросий” родился в 1812 г. и лет на десять пере жил Достоевского. Звали его в миру […]...
- “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” Но в этом мире случайностей нет, И не мне сожалеть о судьбе… В. Гребенщиков Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны намекнуть читателю на что-то особенно важное для автора. Это может быть и историческое значение изображаемого, и специфика художественного воплощения, и глобальная […]...
- Пример урока по изучению поэмы Блока “Двенадцать”. Часть первая Тема урока: тезис о том, что это произведение не панегирик революции, а попытка понять свою страну и свой народ. Предоставленное школьной программой право учителю выбирать произведения для текстуального изучения может иногда сыграть довольно злую шутку с тем преподавателем, который, в погоне за “новациями”, поторопится отказаться от произведений, “скомпрометировавших” себя тем, как они изучались в школе […]...
- Идея произведения Идея Произведения – основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов. Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и […]...
- Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме) В центре внимания Д. Лихачева актуальная в наше время проблема патриотизма. Сейчас, как никогда раньше, задача формирования любви к родине в юных сердцах стоит на первом месте. Да, задача сложная! Но сложно, не значит невозможно. Автор приводит нас к выводу о том, что чувство патриотизма играет очень важную роль в нашей жизни. Оно воспитывает в […]...
- Сочинение по произведению Гончарова “Обломов”. Часть 5 Обломов вспоминает во сне свою родовую усадьбу в Сосновке, детство, няню, материнские ласки, тот ребячески пытливый взгляд на мир, который так манит ко всему новому и неизведанному. С воспоминаниями герой невольно погружается в атмосферу “живой радости”. “Сон Обломова” – фрагмент романа, интересный с исторической точки зрения. Из него мы, как из романа И. С. Шмелева […]...
- Сочинение по произведению Гончарова “Обломов”;. Часть 1 Роман И. А. Гончарова “Обломов” был опубликован в 1859 году в “Отечественных записках”. Публикация растянулась на четыре месяца, что не способствовало успеху произведения с вяло развивающимся сюжетом. В истории России это была застойная эпоха, когда с особой остротой в обществе назревал вопрос об отмене крепостного права. Роман открывается описанием внешности и характера главного героя – […]...
- Конспект урока по русскому языку “Имя прилагательное как часть речи” 3 класс – скачать бесплатно Урок русского языка в 3-м классе на тему “Имя прилагательное как часть речи”. Использованием технологии развития критического мышления информационно-коммуникационной технологии Данный урок развивает креативность мышления, умение прогнозировать и анализировать, обогащает словарный запас учащихся, воспитывает бережное отношение к природе. На уроке используются методы: фонетического, морфемного, морфологического разборов. В организацию работы на уроке включаются задания, подводящие ученика […]...
- Охарактеризуйте жанровую форму романа “Преступление и наказание” Охарактеризуйте жанровую форму романа “Преступление и наказание”. Согласны ли вы с его определениями как нравственно-философского романа, романа идей? Две важнейшие социально-философские идеи времени нашли отражение в замыслах и теориях героя романа Родиона Раскольникова. Во-первых, это идея о возможности, допустимости, необходимости революционного насилия, даже разрешения “крови по совести” для восстановления социальной справедливости, для того, чтобы сделать […]...
- Образы помещиков Часть 2. по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности или такие результаты его “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же – духовной пустоты […]...
- Смотр под Браунау (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 1, часть 2, глава 2) “Война и мир” Льва Николаевича Толстого – одно из величайших творений 19 века, которое, без сомнения, носит эпохальный характер. Это настоящая эпопея, в которой очень подробно и психологически точно описана жизнь всех слоев общества России в мирное время и во время войны. Роман можно по праву назвать целой галереей лучших толстовских героев и их антиподов, […]...
- Урок на тему “Лучший способ отыскать хорошую идею – найти много идей” Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №7” Левокумского муниципального района Ставропольского края Урок на тему “Лучший способ отыскать хорошую идею – найти много идей” Подготовила: учитель биологии Первой квалификационной категории Краева Мария Александровна 2015 год Мастер – класс. Лучший способ создать хорошую идею – иметь много идей. Лайнус Полинг, физик, нобелевский лауреат. Хотя создание […]...
- Сочинение по роману Чернышевского Н. Г. “Что делать?”;. Часть 1 Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года и опубликован в мартовском, апрельском и майском номерах журнала “Современник” за 1863 год. Реакционные издания “Северная пчела”, “Московские ведомости”, “Домашняя беседа”, славянофильский “День” обрушились на роман с разгромной критической кампанией. Когда на роман […]...
- Сочинение на тему: РОМАН-АНТИУТОПИЯ Е. ЗАМЯТИНА “МЫ”. Часть 1 “Разум должен победить”. Этими словами заканчивает Е. Замятин “Мы” – яркое, сильное и жестокое произведение. Не особенно большое по объему, это произведение дает обильную пищу для размышлений. Особенно – на фоне стремительного прогресса современного человечества. “Мы” написан в форме конспекта некоего Д-503, представителя сверхразвитого государства. Являясь его частью, Д-503 с трудом может называться человеком, потому […]...
- ЕГЭ часть С по тексту Полякова Замечали ли вы, что в литературе конца ХХ – начала ХХl века все реже встречаются произведения, наполненные чувством патриотизма? Много ли песен слагается о любви к Отечеству? Проблему утраты патриотического сознания поднимает в тексте Юрий Поляков. Автор говорит о тесной связи между народом и патриотизмом: “Патриотизм – это иммунная система народа”. На примере исторических фактов […]...
- “СЕРДЦЕМ МУДРЫЕ”(О “старцах” у Достоевского) часть II Среди всех бесов и бесенят России писатель хотел поставить тип идеальный и “положительную фигуру – Тихона Задонского. Почему же эта фигура привлекла особое внимание писателя? Прежде всего следует искать обоснование к такому интересу в жизни и облике святителя. В 1861 г. были обретены его мощи в гор. Воронеже, и, вероятнее всего, с этого момента, если […]...
- Рецензия к роману Стоик. Оплот Часть 2 (Драйзер Теодор) Драйзер утверждал, что в трагедии Клайда и других повинно общество, внушившее им ложные понятия о ценностях, и не только утверждал, но блистательно показал, как это происходит. “Американская трагедия” была необходимым этапом в творческой эволюции писателя, ибо в этом романе он ответил на вопрос “кто виноват?” и, следовательно, мог теперь обратиться к поискам ответа на вопрос […]...
- Сочинение по роману Чернышевского Н. Г. “Что делать?”;. Часть 5 В романе есть эпизодические персонажи, судьба которых привносит важный в проблемно-тематическом аспекте контекст в повествование. Такой линией является, например, рассказ о жизни Насти Крюковой, которая поступила на работу в мастерскую к Вере Павловне будучи больной чахоткой. При посещении Лопуховым и Кирсановым мастерской неожиданно выясняется, что Александр Матвеич знаком с Настей. После этой встречи Крюкова приходит […]...
- Сочинение по произведению Гончарова “Обломов”;. Часть 3 После гиперболизированного описания инертности и бесхозяйственности Ильи Ильича И. А. Гончаров переходит к изображению его окружения. Это блещущий здоровьем, аккуратный и подтянутый Волков. Когда он приходит в дом Обломовых, то не знает, куда положить шляпу, так как везде пыль, а он привык к ослепительной свежести. К одиннадцати часам он уже успел сходить к портному, забежать […]...