“Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора” (по повести В. П. Астафьева “Людочка”)

Истина – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть. Именно так, без прикрас, показывает современную действительность один из “писателей – деревенщиков” – В. П. Астафьев. Основная тема его произведений – человек и природа, а его герои – выходцы из российской глубинки.

Многим знакомы такие его произведения, как “Царь – рыба”, “Печальный детектив”, “Последний поклон”. К этой же теме можно отнести, по – моему мнению, рассказ под названием “Людочка”. Со страниц небольшого

по объему произведения встает целая жизнь обычной деревенской девушки.
“Людочка”… Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом писателю. Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены в эпиграф:
Ты камнем упала.
Я умер под ним.
В этом же эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно буквально переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуется переживание автора, его желание найти истину. И читатель уже настроен: речь пойдет о чем – то необычном, ярком, и, может быть, поэтому столь контрастно звучит рассказ
о жизни обыкновенной девушки: “Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником”.

Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркие события. А что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая о детстве девушки, подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося в ее жизни не происходило: “… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо – старательная и до сплошных двоек не опускалась”.Через эти строки писатель доносит до нас ту реальность, горькую правду, в которой росла девочка.

Читатель постоянно натыкается на такие слова, как “незаметно”, “ни хорошо, ни плохо”. Чувствуется какая – то дисгармония, нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. Людочка не ощущает даже материнской любви, ее не понимают.

Чужим для нее является и родной дом. И поэтому так хочется вырваться из серой обыденности. Кому не понятна мечта девушки уехать в город, чтобы все, все изменить. И Людочка как все “… ехала в город – устраиваться”.

Не знаю как вам, но мне врезались в память строки о “новой жизни” Людочки: “… первую ночь провела на вокзале”. Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, не могла не чувствовать себя одинокой. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что она лишняя в нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки стать как все, приспособиться к “новой жизни”: “… приводила себя в городской вид, сделала завивку, маникюр”.

Но мне почему – то было жалко ее в этот момент: никакие внешние перемены не могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: “Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила подмести волосья на полу, кому – мыло развела, кому – то салфетку подала…”. Может быть, именно поэтому среди всех выделила Людочку старая парикмахерша Гавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, но за незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще одна судьба, и читатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке. Она осень похожа на нее, ведь когда – то эта женщина сама приехала в город за счастьем.

Симпатии Астафьева всегда на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и ясно и не способных на зло, умеющих любить и уважат людей вокруг себя. У этих людей свое понимание совести, в них есть какая – то природная сила. Законы, по которым они живут, просты и человечны: за добро нужно платить добром, нужно много трудиться, уважать старших, не брать чужого.

В городе это не цениться. Автор рассказывает нам о двух студентках, живших когда – то у Гавриловны: “…крашенные, курящие…”, “… постоянно воспитывали Гавриловну…”, “… не различали свое и чужое…”. Это полный контраст представлениям о жизни деревенских людей. Город калечит человеческие души – вот основная идея произведений Астафьева.

Люди забывают свое прошлое, теряют себя. Наверное, поэтому у всех, кроме Гавриловны и Людочки, в рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет “мать”, “отчим”, “студентки”, а некоторым (как животным!) дает клички (“Артемка – мыло”, “Стрекач”).

В. Астафьев известен как мастер портретных характеристик. “Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего”. Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет о человеке. Но тем не менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекач – гроза местных жителей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, олицетворение зла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: “… ломом крушил окна, веранду, бил посуду, растаптывал скарб, рвал постели, мочился в банки с крупой и мукой…”.

Что же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьев проводит мысль о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя.

Волчьи законы царят вокруг. Эти нравственные проблемы существовали с древнейших времен – с тех пор, как только начало складываться человеческое общество. Это и есть реальность, от которой никуда не уйти.

Это истина, которую, порой, трудно осознать, воспринять.
По-моему, главную роль в понимании основной идеи рассказа играет описание парка Вэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может почувствовать себя наедине с природой, отдохнуть от городской суеты. Но в рассказе Астафьева “Людочка” все иначе. Отвращение вызывает описание парка: “Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…”, “из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…”, “всегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят…”.

И люди ведут себя по-звериному: “Бесилась, неистовствало стадо, творя… телесный срам и стыд”. А ведь это описание танцплощадки. Именно здесь столкнулись зло и незащищенность, цинизм и наивность.
… Как всегда, Людочка шла “от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзе, а в парке “Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…”. А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто не мог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: “Людочка, слепо шаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, между приступами рвоты чихала и все что-то искала…”.

Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно то было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного.

Мать, самый близкий и родной человек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там, где разорваны кровные узы, недалеко до беды).
Меня всегда поражало внимание Астафьева к деталям. Из рассказа “Людочка” мне запомнилась та “пестренькая веревочка, туго затянувшаяся” на шее бедной, всеми отвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и автор несколько раз вводит эту деталь в текст (“Вот она, плотно скрученная веревочка!

Мать сказывала, что привязывала ее к люльке”. “Отчим Людочки плюнул окурок, пошел было, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиного обломка…”). От люльки до рокового дерева, от начала жизни до ее конца, протянулась веревочка. Что же нужно сделать, чтобы не оборвалась эта нить, на которой держится самое дорогое и хрупкое – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя.

Может быть отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в карман кладет веревочку) остановит зло и беспредел, царящие вокруг. Несмотря на всю трагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! И читатель верит ему. “Дитя не в тягость нам будет, хоть мы и старые, дитя нам будет уж как и сын и дочь как внук и как внучка, оно скрепит нас, на плаву жизни удержит”, – размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню после похорон.
По-моему, рассказ “Людочка” – одно из лучших произведений современной литературы. Именно в этом рассказе Астафьев поднимает вопрос, уже давно волнующий людей. Сейчас, в двадцать первом веке, человек также одинок, как и раньше. Постоянно сталкиваешься с безразличием, равнодушием по отношению к другим людям.

Это приводит к тому, что в безвыходной ситуации человек замыкается в себе и отдаляется от окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о том, что люди не должны забывать своих близких и родных. Писатель призывает беречь тех, кто окружает нас. Только забота о друг друге и любовь к ближнему делает нас людьми.

В этой книге Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосе, безразличии, которые царят вокруг. В наших силах сделать этот мир лучше, чтобы, воспринимая реальность, мы не приходили в ужас, а могли только радоваться жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора” (по повести В. П. Астафьева “Людочка”)