“Типичный герой в типичных условиях” в эпоху реализма
Эпоха реализма – это пора XIX столетия. Наиболее выдающимися писателями реалистической школы являются ее основатели – Стендаль, Бальзак, Толстой, Достоевский. Думаю, нельзя резко разграничивать литературные эпохи – они не имели таких четких границ, как, например, переход ученика из шестого класса в седьмой, а из седьмого в восьмой и тому подобное. Существовали люди с разными вкусами, с разными стремлениями, разными привычками и правилами жизни, так же были и писатели, которые имели разные интересы.
Кто-то имел романтические настроения,
Например, Стендаль рисовал человека в эпоху Реставрации: отходили в прошлое одни
Это типичные отношения между людьми, где бы они ни жили, к какому бы классу ни принадлежали – к крестьянству или буржуазии, к духовенству или аристократии.
Оноре де Бальзак заявил о том, что он является только “секретарем” французского общества, т. е., ничего даже выдумывать не нужно – общество дает такие богатые сюжеты, которые только успевай записывать! Сколько Гобсеков и Горио было по всему миру – не только во Франции. И снова все же главный двигатель всех событий – деньги, должности. Это реалии жизни. (Как точно скажет в XX столетии Воланд у Булгакова о том, что люди не изменились за триста лет – так же любят деньги…)
Из Франции переместимся в Россию. И здесь мода на роман. Русский роман популярен и за границей – в той же Франции. Здесь обожествляют русского дворянина Ивана Тургенева, в восторге от графа Льва Толстого, испытывают удивление глубокому проникновению в душу героев Федора Достоевского.
А дальше – Лесков, Андреев, Чехов… Россия просто обгоняет Францию. Это интеллектуальное литературное соревнование XIX столетия!
И что мы видим? Далеко ли ушла цивилизованная Франция от отсталой соломенной России? Нет.
Проблемы те же самые! Графиня де Ресто у Бальзака забывает о своих материнских обязанностях ради любовника Максима де Трая, ради удовлетворений и роскошей. Анна Каренина тоже забывает о своем материнском назначении – она оставляет мужчину и сына ради Вронского.
Каждая по-своему наказана. Гобсек дает заем под процент в Париже – то же самая в Петербурге делает ростовщица Алена Ивановна. Типичная жизнь – типичные герои – типичные сюжеты.
Губительная власть денег и удовлетворений искажает человека.
Мне кажется, русские писатели больше углубились не только в душу своих героев, но и показали выход из ситуации, которая сложилась. Например, Раскольников. Его образ Достоевский создал так же, как и Стендаль, – оттолкнувшись от криминальной заметки в газете.
Но герой Стендаля, поступок за поступком, приходит к потере смысла собственной жизни, а Достоевский показывает ситуацию противоположную. Даже, когда кажется, что жить невозможно, нужно жить и верить в лучше, верить в человека. Думаю, что типичной является и ситуация Стендаля, и ситуация Достоевского.
Многие люди не находили смысла своего существования, не находили своей дороги в жизни или были недовольны тем, что имели, и добровольно выбирали смерть. Но было много и таких, которые до конца дней своих старались себя изменить, совершенствовать, стремились докопаться до истины.
Истину ищут также герои Льва Толстого – Андрей и Пьер. Много раз ошибаются, имеют ошибочные цели, но продолжают поиски идеалов жизни. У Толстого в романе “Война и мир” заложена простая, но гениальная мысль: нужно жить честно, быть добрым и щедрым на любовь. Людей гордых не любят нигде и никогда – гибнет Андрей Волконский, который не смог переступить через свою гордыню, едва не погиб Родион Раскольников у Достоевского, так как захотел свое “я” поставить выше чьей-то жизни.
Типичные аристократические семьи описал Толстой в своем романе-эпопее: жизненные случаи, салонные разговоры – это то, чем жили люди того времени. Но самое главное – не отдельные разговоры и частные случаи. Все же главным есть умение писателей-реалистов показать основные проблемы своего времени, типичные явления, общие тенденции развития общества и найти болевые точки, которые были общими для всего общества в целом.
Разные страны, разные люди, разный достаток, но проблемы во всем мире оказались одинаковыми. Реальность она и является реальностью. И если бы так произошло, что Бальзак или Стендаль, Достоевский или Кулиш вдруг волшебным способом ожили, то о чем бы они писали? Кажется, о том же самом.
В нашей жизни и сейчас полно тех проблем, о которых писали писатели-реалисты. Изменился разве что стиль, ракурс, в котором описывают современность наши писатели.