Тест по литературе

Тест по литературе на ЕГЭ. Составлен на основе произведений о войне 1812 года.. Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В7; С1 – С2.

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны

кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву.

Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять. Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови.

Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно,

люди. Перестаньте…

Опомнитесь. Что вы делаете?” Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: “Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!” Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого.

Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить все и побежать куда попало. Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами. В1.

К какому роду литературы относится произведение Л. Н. Толстого “Война и мир”? Ответ:______________________________________________________________________________

В2. К какому жанру можно отнести произведение Л. Н. Толстого, изображающее многогранную картину мира, исторические события и повседневность, судьбы отдельных личностей и страны? Ответ:______________________________________________________________________________________

В3. Определите тему, которая нашла отражение в данном фрагменте? Ответ:________________________________________________________________________________________ В4. Назовите сражение, которое так эмоционально описывает Л. Н. Толстой.

Ответ:___________________________________________________________________ В5. Какую фигуру речи использует автор во втором абзаце, оформленную в виде прямой речи? Ответ:______________________________________________________________________________________ В6.

В описании завершающего этапа знаменитой битвы встречаются оценочные определения “таинственная сила”, “страшное дело”. . Как называется это средство художественной выразительности? Ответ: __________________________________________________________________________________

В7.Чья позиция осуждения антигуманной сущности войны выражена во фрагменте? Ответ________________________________________________________________________ Для выполнения заданий С1 – С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. С1.Как воплотилась в этом описании мысль Л. Н. Толстого об антигуманном характере войны?

С2. Что сближает изображение войны у Л. Н. Толстого и у русских писателей двадцатого века? Часть 2 Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3 – С4.

БОРОДИНО отрывок. И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут.

У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: “Пора добраться до картечи!” И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: “Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!” И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны – И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы! М. Лермонтов Стихотворение написано в 1837 году и посвящено 25-летию Бородинской битвы.. В8. Какова идея этого стихотворения?

Ответ: В9. В последнем отрывке стихотворения вторая и третья строки контрастны по содержанию. Какой прием использован поэтом?

Ответ: В10. В строке “И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…” использован художественный прием. Назовите этот прием.

Ответ: В11. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строках “.носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала.”? Ответ: В12.

Определите размер, которым написано стихотворение. Ответ: Для выполнения заданий С3 – С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. С3.

Каким пафосом пронизано стихотворение и почему? С4.Кто из русских поэтов и писателей обращался к теме изображения Бородинской битвы. Чем стихотворение М. Ю. Лермонтова близко другим произведениям? Часть 3 Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только одно из предложенных ниже заданий С5.1, С5.2, С5.3. . Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос в объеме не менее 200 слов. , привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания. С5.1 Как в “Слове о полку Игореве” звучит тема единения русских земель? С5.2 Почему пребывание Пьера в плену – самое мучительное и трудное, и одновременно самое счастливое время его жизни?

С5.3 Почему так трагически звучит тема осуждения войны в рассказе М. А. Шолохова?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тест по литературе