Теркин – характеристика персонажа

Произведение: Василий Теркин

Теркин Василий Иванович – солдат (затем офицер) из смоленских крестьян: “…парень сам собой Он обыкновенный”.
Т. воплощает лучшие черты русского солдата и русского народа. Т. воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Девиз Т.: “Не унывай”, несмотря ни на какие трудности. Так, герой, чтобы восстановить связь с бойцами, находящимися на другом берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде.

Или, чтобы провести во время боя телефонную линию, Т. в одиночку занимает немецкий

блиндаж, в котором попадает под обстрел. Как-то раз Т. вступает в рукопашный бой с немцем и, с огромным трудом, но все-таки берет врага в плен. Все эти подвиги герой воспринимает как обычные действия на войне. Он не кичится ими, не требует за них награды.

И только в шутку говорит, что для представительности ему просто необходима медаль. Даже в суровых условиях войны Т. сохраняет все человеческие качества. Герою присуще огромное чувство юмора, помогающее самому Т. и всем окружающим выжить.

Так, он шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой. Т. дарят гармонь убитого командира, и он играет на ней, скрашивая солдатские

минуты отдыха По дороге на фронт герой помогает старым крестьянам по хозяйству, убеждая их в скорой победе. Встретив угнанную в плен крестьянку, Т. отдает ей все трофеи.

У Т. нет девушки, которая писала бы ему письма и ждала с войны. Но он не унывает, воюя за всех русских девушек. Со временем Т. становится офицером.

Он освобождает родные места и, глядя на них, плачет. Имя Т. становится нарицательным. В главе “В бане” солдата с огромным количеством наград сравнивают с героем поэмы.

Характеризуя своего героя, автор в главе “От автора” называет Т. “святым и грешным русским чудо-человеком”.

Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян (“Просто парень сам собой / Он обыкновенный”); Т. воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина “Василий Теркин” (1892). Герой по имени Василий Теркин фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940); ср. слова героя поэмы: “Я вторую, брат, войну / На веку воюю”.

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. В главе “На привале” Т. с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. В главе “Перед боем” речь идет о том, как в первые месяцы войны в группе из десяти бойцов, выходящих из окружения, Т. был “как бы политрук”, повторяя одну “политбеседу”: “Не унывай”.
В главе “Теркин ранен” герой, проводя во время боя телефонную линию, в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает в нем под обстрел собственной артиллерии; Т. ранен, однако наступающие танкисты спасают его, отвозя в санбат. В главе “О награде” Т. комично рассказывает о том, как вел бы себя, вернувшись с войны в родную деревню; говорит, что для представительности ему совершенно необходима медаль. В главе “Гармонь” Т. возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощание отдают гармонь ему.

В главе “Два солдата” Т. по дороге на фронт оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству, разговаривает со стариком хозяином, воевавшим в первую мировую войну, и на прощание на его вопрос: “Побьем мы немца / Или, может, не побьем?” отвечает: “Побьем, отец”. В главе “О потере” Т. рассказывает солдату, потерявшему кисет, как, привезенный танкистами в санбат, обнаружил пропажу шапки и молоденькая санитарка подарила ему свою; он надеется встретить ее и вернуть шапку. Т. дарит свой кисет бойцу взамен потерянного.

В главе “Поединок” Т. вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. В главе “Кто стрелял?” Т. из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: “Не горюй, у немца этот / Не последний самолет”. В главе “Генерал” Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе “Бой в болоте” Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое “населенный пункт Борки”, от которого осталось “место черное одно”.

В главе “О любви” выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: “Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте”. В главе “Отдых Теркина” нормальные бытовые условия представляются герою “раем”; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет – надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе “В наступлении” Т., когда убивают командира взвода, принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен.

В главе “Смерть и воин” Т., лежа раненным в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды, и он говорит им: “Уберите эту бабу, / Я солдат еще живой”; они доставляют его в санбат. Глава “Теркин пишет” представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе “Теркин – Теркин” герой встречает однофамильца – Ивана Теркина; они спорят, кто из них “истинный” Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга.

Спор разрешает старшина, который объясняет, что “По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой”. Далее, в главе “От автора”, изображается процесс “мифологизации” персонажа; Т. назван “святым и грешным русским чудо-человеком”. В главе “Дед и баба” вновь идет речь о старых крестьянах из главы “Два солдата”; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе “На Днепре” говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет.

В главе “По дороге на Берлин” Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, – она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед. В главе “В бане” солдата, на гимнастерке которого “Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят”, восхищенные бойцы сравнивают с Т.: имя героя уже стало нарицательным. ВАСИЛИЙ ТЕРКИН – герой поэм А. Т. Твардовского “Василий Теркин” (1941-1945) и “Теркин на том свете” (1954-1963).

Образ В. Т. сложился у Твардовского в результате наблюдений реальных военных будней на фронте, где он присутствовал в качестве военного корреспондента. Это реалистический образ большой обобщающей силы, герой “обыкновенный”, по словам Твардовского, родившийся в особой, неповторимой атмосфере военных лет; образ-тип советского солдата, органически вошедший в солдатскую среду, близкий своему собирательному прототипу биографией, образом мышления, поступками и языком. По словам А. М. Туркова, В. Т, “утратив богатырское телосложение”, “обрел богатырскую душу”. Это поразительно верно понятый русский национальный характер, взятый в его лучших чертах.

За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. За быва-лостью и жизнелюбием – драматический поединок со смертью человека, оказавшегося в условиях войны. Развившийся по мере написания и одновременной публикации поэмы, образ В. Т. приобрел масштабность героя эпического произведения о судьбах советского воина и его Родины.

Обобщенный тип советского воина отожествился с образом всего воюющего народа, конкретизировавшись в живом, психологически богатом характере В. Т, в котором каждый фронтовик узнавал себя и своего товарища. В. Т. стал нарицательным типом, войдя в один ряд с такими героями, как Тиль Уленшпигель Ш. де Костера и Кола Брюнъон Р. Роллана.
После окончания войны и публикации первой поэмы о В. Т. читатели просили Твардовского написать продолжение о жизни В. Т. в мирное время. Сам Твардовский считал В. Т. принадлежащим военному времени. Однако его образ понадобился автору при написании сатирической поэмы о сущности бюрократического мира тоталитарной системы, которая получила название “Теркин на том свете”. Олицетворяющий жизнеспособность русского национального характера, В. Т. демонстрирует, что “самое страшное для государства мертвых – живой человек” (С.

Лесневский).
После выхода в свет второй поэмы Твардовского обвинили в предательстве своего героя, который стал “покорным” и “вялым”. Однако В. Т. во второй поэме продолжает свой спор со смертью, начатый в первой, но по законам жанра в сказках о путешествии в преисподнюю от героя требуется не активная борьба, которая невозможна среди мертвых, а способность пройти через испытания и выдержать их. Положительное начало в сатире имеет смех, а не герой.

Твардовский следует традициям произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского (“Бобок”), Блока (“Пляски смерти”).
Послевоенного В. Т. с триумфальным успехом воплотил на сцене московского Театра сатиры А. Д. Папанов (режиссер В. Плучек).
Читатель просил у Твардовского продолжения В. Т. “Наш Василий, – сообщает Твардовский, – прибыл на тот свет, а на этом – убыл”. Поэма кончается намеком-обращением к читателю: “я тебе задачу задал”. И В. Т, и Твардовский остались верны себе – бой “ради жизни на земле” продолжается. Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” – свидетельство истории.

Сам писатель был военным корреспондентом, ему была близка военная жизнь. В произведении видна четкость происходящего, образность, точность, что заставляет нас по-настоящему поверить поэме.
Главный герой произведения – Василий Теркин – простой русский солдат. Само его имя говорит об обобщенности его образа. Он был близок солдатам, был одним из них.

Многие даже, читая поэму, говорили, что настоящий Теркин есть у них в роте, что он сражается вместе с ними. Образ Теркина имеет также и народные, фольклорные корни. В одной из глав Твардовский сравнивает его с солдатом из известной сказки “Каша из топора”.

Автор представляет Теркина находчивым солдатом, умеющим найти выход из любой ситуации, проявить ум и смекалку. В других главах герой представляется нам могучим богатырем из старинных былин, сильным и бесстрашным.
Что же сказать о качествах Теркина? Все они, безусловно, достойны уважения. Про Василия Теркина легко можно сказать: “он в воде не тонет и в огне не горит”, и это будет чистой правдой.

Герой проявляет такие качества, как смелость, отвага, мужество, а доказательство тому – такие главы, как “Переправа” и “Смерть и воин”. Он никогда не унывает, шутит (например, в главах “Теркин-Теркин”, “В бане”). Он показывает свою любовь к жизни в “Смерти и воине”.

Он не дается в руки смерти, противостоит ей и выживает. И, конечно, в Теркине присутствуют такие качества, как великий патриотизм, гуманизм и чувство воинского долга.
Василий Теркин был очень близок солдатам Великой Отечественной войны, он напоминал им их самих. Солдаты с нетерпением ждали выхода газет с новыми главами поэмы, писали Твардовскому с благодарностью и преданностью. Теркин вдохновлял солдат на подвиги, помогал им в годы войны и может даже, в какой-то степени, война была выиграна благодаря ему. Цитатная характеристика Василия Теркина
Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело и складно.
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой – героем.
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Теркин,
Встал живой, – добрался вплавь.
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
– А еще нельзя ли стопку,
Потому как молодец?
– Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
Теркин, Теркин, добрый малый…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Теркин – характеристика персонажа