Теоретики и практики постмодернизма. Русский постмодернизм и соцреализм
Постмодернизм – это нетрадиционная, неклассическая эстетическая система конца века, закономерный этап в развитии литературы и искусства переходного периода.
В России 1980-1990х гг. появление и активное утверждение П. обусловлено многими причинами. Прежде всего это была эстетическая реакция на разочарование во всех утопиях – социально-исторических, философских, научных и художественных. Литературара приобрела самодостаточность, свободу от подавляющего ее социума, который она должна была обслуживать, осознала свою знаковую сущность
С этого времени до конца 1980-х развитие этой эстетики проходит в андеграунде, в постоянном противостоянии не только официальной литературе и идеологии, но и социуму в целом. Сами условия существования обостряли модернистские и авангардные, а не собственно постмодернистские (т. е. склонные к конформизму) черты этой эстетики. Не говоря уж о том, что русские постмодернисты
Тому свидетельство многочисленные воспоминания самих “героев”, именно так они себя и воспринимали.
Социалистический реализм – художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека. Художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. Следовательно, он должен изображать жизнь в свете идеалов социализма. Понятие “реализм” – литературное, а понятие “социалистический” – идеологическое.
Они сами по себе противоречивы, но в этой теории искусства они сливаются. В результате создавались нормы и критерии, диктуемые коммунистической партией, и художник, будь он писатель, скульптор или живописец, должен был творить в соответствии с ними.
Основоположник социалистического реализма в литературе, Максим Горький (1868-1936), писал о социалистическом реализме следующее: “Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой – и только с ею высоты – ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора”. Он же утверждал: “…писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика”
- Русский постмодернизм: роман Андрея Битова “Оглашенные” Позднее, чем за рубежом, появился в русской литературе экологический постмодернизм. Его возникновение связано с поисками позитивной модели существования человечества, становлением экологической эстетики. “Экологическая эстетика своими специфическими средствами исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Современный этап ее развития выходит далеко за рамки традиционного рассмотрения темы природы в искусстве и связан, прежде всего, […]...
- Виктор Пелевин и русский постмодернизм Виктор Олегович Пелевин стал известен в литературе в конце 1980-х годов как фантаст. Сейчас его творчество можно назвать классикой постмодернизма. Он лауреат множества премий так называемого “фэндома”, присуждаемых исключительно за фантастические произведения (“Великое Кольцо”, “Бронзовая улитка”, “Странник”, “Интерпресскон” и других). Произведения Пелевина переведены на все основные языки мира, включая китайский и японский. Пьесы по его […]...
- Постмодернизм XX – столетия Постмодернизм одно из самых интересных и сложных явлений XX – столетия. Признанный мэтр постмодернизма известный итальянский ученый и писатель Эко утверждает: “постмодернизм – не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…” [9,460]. Причины появления его объясняет итальянский философ Витторио Страда тем, что время возникновения глобальной культуры, которую он называет постмодерной и в состав которой вливаются […]...
- Концепции постмодернизма зарубежной литературе второй половины ХХ века В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин “постмодернизм”, объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене. И хотя некоторые ученые утверждают, что постмодернизм закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, постмодернизм остается относительно изученным […]...
- Вопросы с ответами по теме “Литература постмодернизма” Что такое постмодернизм? Постмодернизм (современный, наиновейший) – общее название совокупности новейших тенденций в литературе, философии, искусстве, которые возникли после модернизма и авангардизма. Тяготеет к стилизации, цитированию, переиначиванию, реминисценции. Философские основы постмодернизма развивались в работах философов Ж. Деррида, Г. Делеза, Ж. Ф. Лиотара. Отличают две волны постмодернизма: 50 – 71-те года XX ст. Г. Грасс “Жестяной […]...
- Теория литературы: что такое Постмодернизм? Возникновение и распространение постмодернизма, научные работники связывают с определенным недовольством положения, которое сложилось в культуре, искусстве, философии второй половины XX столетия. Весь культурный опыт, который был накоплен предыдущими эпохами, в том числе и модернизмом, начал переосмысливаться с целью выявления общих ценностей, которые могут оказывать содействие объединению человечества на основе разных идеологий, религий, философий. В литературоведческом […]...
- Постмодернизм Постмодернизм (лат. pоst – после, франц. moderne – современный) – художественное направление последней трети XX – начала ХХІ ст., суть которого заключается в размытии границы между высоким искусством и китчем, в переоценке традиций авангардизма и модернизма, в признании прогресса лишь как неопровержимой иллюзии, предоставлении особого значения имманентной текстовой структуре, текстовое в тексте. Постмодернизм как художественное […]...
- Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма ХХ век – время больших изменений не только в обществе, но и в самом сознании людей. Если в эпоху модернизма можно было говорить о несоответствии сфер жизни и искусства и о существовании иерархий внутри этих сфер, то в постмодернизме соотношения реального и художественного возникает по-иному. Художник-постмодернист всегда находится в двух ипостасях, Здесь и Там, т. […]...
- Постмодернизм в прозе XX века Постмодернизм – явление, первоначально проявившееся и теоретически оформившееся в западном искусстве. Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хассан в 1971 г., первый манифест постмодернизма сочинил Лесли Фидлер, а в 1979 г. вышла книга Ж. Лотара “Постмодернистское состояние”, в которой философски осмысливалось состояние мира в период развития средств массовой коммуникации, способствующих замене реального мира компьютерной иллюзией. […]...
- ТРАГЕДИЯ РАЗРУШЕНИЯ: ПОСТМОДЕРНИЗМ В ДЕЙСТВИИ ТРАГЕДИЯ РАЗРУШЕНИЯ: ПОСТМОДЕРНИЗМ В ДЕЙСТВИИ Самоубийство – не постмодернистское открытие. Сколько существует мир и литература, столько художники слова, не выдержав титанического давления таланта изнутри и ответственности снаружи, берут на себя роль Творца (им не привыкать) и прекращают свои земные мучения. Еще Цюй Юань покончил с собой, не перенеся страданий, да и вся последующая история Слова […]...
- Европейский и американский постмодернизм Европейский и американский постмодернизм сложился в конце 60-х – начале 70-х г. г. В отличие от классического модернизма с его культом эстетической новизны и высокой эстетической формы, а также тяготением к системности в мировоззрении, постмодернизм основывается на культивировании художественной цитаты, заимствованного сюжета, языкового упрощенчества, ориентируется на плебейский вкус. Он возник, имея в своей основе философию […]...
- Постмодернизм: . Эко “Имя Розы” Некоторые критики и философы нашего времени утверждают, что мы живем в эпоху постмодернизма. Странное слово – что оно означает? Одно из значений: это новая литературная эпоха, которая наступила после модернизма. По словам У. Эко, “постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое нельзя уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без […]...
- Отчет о прохождении практики в парикмахерской (*Общие критические статьи) Я, Хорощева Виктория Павловна, студентка четвертого курса Петровского колледжа, отделение ОМПТС специальность Парикмахерское искусство, группы 2008 прошла профессиональную практику с 07 апреля 2014 года по 11. мая 2014 года в г. Пушкин Салон “Царскосельская цирюльня” ул. Московская, дом 25. Во время практики я ознакомилась: – с различными средствами по уходу за волосами; – с новыми […]...
- Постмодернизм в культуре Запада и Востока Типы культурного сознания ХХ века – модернизм и постмодернизм – возникают в ситуации мировоззренческого кризиса, когда сомнению подвергается позитивистская философия, с присущим ей культом разума. Но культура второй половины ХХ века обладает таким качеством, как постмодернистская чувствительность, которая представляет собой “специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, “мира децентрированного”, представляющегося сознанию […]...
- Так называемый постмодернизм в русской поэзии Поэтического обновления ждали давно, едва ли не с тех пор, как завершился “поэтический бум”. Новое в поэзии явилось вместе с общими переменами в жизни и культуре в конце 80-х гг. Сначала радовал сам факт новизны и крушения старого, поэтому вначале все новое называли просто другим: “другая литература”, “другая поэзия”… Затем возникло желание – определить характер […]...
- Явление постмодернизма в литературе Усложнение искусства в XX веке. Создание принципиально новой модели литературы: разрушение жизнеподобия, размывание, разрушение видовых и жанровых границ, синкретизм методов, обрыв причинно-следственных связей, нарушение логики. Активное использование форм художественной условности, гиперболизации, трансформация метафор, системы аллегорий, форм абсурда, гротеска, фантастики, усложнение философско-образного ряда. Активизация механизма игры на всех уровнях текста: игра со смыслом, сюжетом, идеями, аксиологическими […]...
- Творческий путь писателя Милорада Павлина. Воплощение в рассказе “Дамаскин” признаков постмодернизма Цель : ознакомить учеников с жизнью и творчеством писателя, раскрыть особенности его постмодернистского произведения; развивать навыки работы с электронной книгой; умение анализировать произведения постмодернизма, “расшифровать” их; расширять кругозор учеников; воспитывать уважение к литературе, эстетичный вкус. Оборудование : портрет писателя, тексты произведений, иллюстрации к ним. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности […]...
- Нелинейное письмо как атрибут литературы постмодернизма Сочинение на примере творчества Милорада Павича. “Первый писатель третьего тысячелетия”, “Шахерезада XXI ст.” – такими эпитетами характеризуют литературные критики творчество сербского писателя Милорада Павича (нар. 1929 г.). Произведения этого художника или не воплощают черты постмодернизма. Им присущие критическое отношение к рациональным основам бытия, понимание неоднозначности и противоречивости мироздания, деструкция единства, множественность как главная основа существования. […]...
- Краткое содержание: Случай из практики (Чехов) Случай из практики Профессор получил телеграмму. Серьезно заболела дочь владелицы фабрики госпожи Ляликовой. Профессор отправил вместо себя ординатора Королева. За ординатором выслали лошадей. Дорога была достаточно длинной. Когда Королев приехал, был субботний вечер. Он смотрел по сторонам, любовался красивой природой. Когда Королев смотрел на “какую-нибудь фабрику издали или вблизи, то всякий раз думал о том, […]...
- Конспект урока “Лекция с элементами практики” ГБОУ СПО РПК Урок химии “ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ” Автор : Миланова Фаина Сейфуллаевна, Преподаватель химии, Высшая категория, Оборудование : мобильный класс Технология : ИКТ Г. БУДЕННОВСК 2015 год Тип урока: Лекция с элементами практики. Цели урока: учащиеся должны знать понятия: электролит, Электролитическая диссоциация, степень диссоциации. Задачи: А) учебно-образовательная: Обеспечить усвоение и закрепление понятий. Б) учебно-воспитательная: Формировать […]...
- Случай из практики Новая дача В овраге Архиерей Рецензия к рассказам и повестям Чехова. (Чехов А. П.) Дом с мезонином Одним из источников повести явились впечатлениями от поездки летом 1895 года в тверское имение Турчаниновых Горка к другу, художнику И. И. Левитану, находившемуся в состоянии тяжелой душевной депрессии. Чехов наделил героя повести некоторыми чертами, близкими характеру Левитана,- “недовольством собой, неверием в свое дело”, бесприютностью, страстным стремлением передать красоту природы, “среди которой… до […]...
- Русский сентиментализм Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения. Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век […]...
- “Русский характер” (по “Рассказам Ивана Сударева”) Будь человеком, сын мой! Где бы ты ни был, будь Человеком! Всегда оставайся человеком! Ч. Айтматов Алексей Николаевич Толстой – талантливый художник, на долю которого выпало немало испытаний: революции, эмиграция, первая и вторая мировые войны, но он не только пережил эти события, а сумел осмыслить и отразить в своем творчестве. Уже в конце жизни Толстому […]...
- Как изображается русский характер в рассказе “Русский характер”? В рассказе “Русский характер” А. Н. Толстой описал эпизод Великой Отечественной войны, когда до победы оставался еще целый год, причем автор изобразил даже не военный подвиг танкиста Егора Дремова (этого скорее всего можно было бы ожидать), а семейные обстоятельства героя – взаимоотношения его с родителями и невестой. Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт […]...
- Кольцов Алексей Васильевич русский поэт Родился в зажиточной семье скототорговца. Отец, человек крутого нрава, с детских лет определил сыну торговое поприще. Грамоту Кольцов постигал на дому, в уездном училище не проучился и двух лет, но страсть к чтению проявилась в нем очень рано. В 16 лет, пережив глубокое потрясение от книги И. И. Дмитриева, начинает сам писать стихи. К н. […]...
- И. С. Тургенев. РУССКИЙ язык Какой обобщающий смысл вкладывает Тургенев в понятие “русский язык”? Понятие “русский язык” в стихотворении Тургенева достаточно широко. Он вкладывает в него образ родины, ее многовековую культуру, богатейшие традиции, конечно, бесценные достижения отечественной литературы. Почему “во дни тягостных раздумий о судьбах… родины” для писателя поддержкой и опорой становится родной язык? Россия – великая страна, и русский […]...
- План сочинения – Русский человек в произведениях Лескова Русский человек в произведениях Н.С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков- Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального характера в […]...
- Русский исторический роман 20-30-х годов < p>Исторический роман – сравнительно молодой жанр, возникший в литературе благодаря утверждению в ней принципов историзма. Причиной этого стали общественно-политические катаклизмы рубежа XVIII и XIX веков – Великая французская революция 1789-1794 годов, национально-освободительные войны этого периода. Историзм в искусстве художественно осваивает конкретное историческое содержание эпохи, ее неповторимый облик и колорит, описывает тенденции общественного развития, раскрывающиеся […]...
- Русский литературный концептуализм “Родоначальниками” русского литературного концептуализма явились Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов. Некрасов Всеволод Николаевич р. 1934 – поэт, автор статей по вопросом литературы и искусства (“Экология искусства”, “Как это было (и есть) с концептуализмом” и др.). Начинал в 50-е гг. как участник лианозовской школы, в середине 70-х явился одним из создателей московского поэтического концептуализма. […]...
- Александр Островский и русский театр С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенностью назвать русским национальным театром. Драматургия в России, безусловно, имела богатую традицию […]...
- А. Н. ОСТРОВСКИЙ И РУССКИЙ ТЕАТР КЛАССИКА А. Н. ОСТРОВСКИЙ А. Н. ОСТРОВСКИЙ И РУССКИЙ ТЕАТР С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенностью назвать […]...
- Сочинение Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серьезные испытания, но путь […]...
- Сочинения Пушкина: Онегин это русский, он возможен только в России Онегин – это русский, он возможен только в России; в ней он нужен, и его встречают на каждом шагу. Онегин – это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек лишний в той сфере, в которой находится, и не имеющий достаточной силы характера, чтобы из нее выйти.. . Он все начинал и ничего не […]...
- Русский исторический роман 20-30-х годов. Краткое изложение текста Исторический Роман – сравнительно молодой жанр, возникший в литературе благодаря утверждению в ней принципов историзма. Причиной этого стали общественно-политические катаклизмы рубежа XVIII и XIX веков – Великая французская революция 1789-1794 годов, национально-освободительные войны этого периода. Историзм в искусстве художественно осваивает конкретное историческое содержание эпохи, ее неповторимый облик и колорит, описывает тенденции общественного развития, раскрывающиеся в […]...
- Русский пистолет и турецкий кинжал В рассказе (или сказе, как его называет автор) Н. С. Лескова ” Левша” (1881) есть один забавно-многозначительный эпизод, находящийся в экспозиции этого произведения. Когда государь император Александр Павлович в сопровождении атамана Платова после “венского совета” (Венского конгресса с участием держав – победительниц Наполеона в 1815 году) приехал в Англию, то англичане пригласили его в кунсткамеру. […]...
- Почему наши дети не хотят читать, или Русский как иностранный Жалобы на то, что “нынешние дети” не хотят читать, слышать приходится постоянно. Проблемы с прочтением произведений школьной программы существовали всегда: помнится, лет двадцать тому назад ситуация, когда на уроке разбирается “Мороз Красный нос”, а ученик под партой читает “Графа Монте-Кристо”, была вполне типичной. Когда единая программа ушла в прошлое, учителя попытались изучать на уроке “Графа […]...
- Сочинение на тему “Зачем я изучаю русский язык?” Ответ на этот вопрос очевиден – мы русские, живем в России, русский язык – официальный язык в нашей стране. Конечно, мы обязаны его знать! Это наш родной язык, язык, на котором разговаривали в России и много столетий тому назад. Русский язык сам не обделен длительной и интересной историей, он претерпел множество изменений и реформ, прежде […]...
- Гоголь – Великий русский писатель, драматург, критик Великий русский писатель, драматург, критик, публицист, Гоголь начал свой путь в литературе как создатель книги повестей и рассказов из украинской народной жизни “Вечера на хуторе близ Диканьки”; (1831-1832). Романтическая по своему характеру, эта книга наполнена легендами, преданиями, разнообразными фольклорными образами, рисующими яркие народные характеры. Эта линия продолжается и в следующей книге “Миргород”;, вышедшей в 1835 […]...
- Первый русский романтик. Жуковский У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века – Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным “литературным Колумбом Руси”, открывшим “Америку романтизма”, как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта “русское эхо” для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил […]...
- Федор Достоевский: великий русский писатель-мыслитель Федор Достоевский – выдающийся русский мыслитель-гуманист, творчество которого пронизано чувствам любви к человеку и невыразимой боли за него. В художественном развитии человечества тяжело назвать другого писателя, которого бы столько читали. И нет в истории мировой литературы другого художника, творчество которого было бы таким противоречивым, а биография такой драматичной. Не знала литература и подобного наследия, вокруг […]...