Теоретик акмеизма И. С. Гумилев

Теоретик акмеизма, один из руководителей созданного в 1911 го­ду “Цеха поэтов”; – И. С. Гумилев (1886-1921) – родился в семье морского врача в Кронштадте. Детство и юность провел в Царском Селе, где учился в гимназии, директором которой был поэт-симво­лист И. Ф. Анненский, повлиявший на формирование взглядов Ни­колая Гумилева. Позже между И. Ф. Анненским и Н. С. Гумилевым завязалась настоящая дружба. И в феврале 1906 года поэт – символист Анненский дарит свою “Книгу отражений”; начинающему поэту Николаю Гумилеву со стихотворной надписью:

“…

И мой закат холодно-дымный с отрадой смотрит на зарю”;. В связи с частыми пе­реездами по работе отца семья Гумилевых некоторое время находи­лась в Тифлисе, где и были опубликованы ранние стихи поэта. Первый поэтический сборник Н. С. Гумилева “Путь конквистадо­ров”; (1905) был во многом подражательным, но уже в нем лириче­ский герой Гумилева бросил вызов всему устоявшемуся в поэзии. Муза поэта зовет читателя к непознанным глубинам, к “экзотиче­ским”; образам.

В первой книге намечены основные темы, ставшие в дальнейшем лейтмотивами творчества: тема скитаний, тема по­иска истины, тема

дьявола. Отличительная особенность поэтики Н. С. Гумилева: соединение, на первый взгляд, несоединимых тем в рамках одного поэтического текста:

Как конквистадор в панцире железном,

Я вышел в путь и весело иду,

То отдыхая в радостном саду,

То наклоняясь к пропастям и безднам.

(“Сонет”;)

Николай Степанович, несмотря на некрепкое здоровье, совершил четыре путешествия в Африку: в 1908 году, на стыке 1909 и 1910 г., зимой 1911 и в 1913 г. по заданию Музея антропологии и этногра­фии Академии наук побывал в последней экспедиции и во время ее собрал редкостные материалы, пополнившие коллекцию Музея. Ре­зультатом поездки в 1908 году в Африку стала книга стихов “Роман­тические цветы”; (1908), в которой представлены необычные образы, картины экзотических стран. Например, в стихотворении “Жираф”; дан грациозный, красивый образ экзотического животного:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

(“Жираф”;)

В стихотворении показано двойственное восприятие жизни и мира. С одной стороны, в настоящем “сегодня”; лирический герой замечает грустный взгляд своего немого собеседника, который безмолвно слу­шает экзотическую сказку об “изысканном жирафе”; в “тропических садах”;, а с другой – читателя поражает изысканность, “грациозная стройность”; волшебного животного – жирафа. Немой слушатель Ли­рического героя и “изысканный жираф”; одиноки, хотя и живут совер­шенно в разных мирах. “Веселые сказки таинственных стран про чер­ную деву, про страсть молодого вождя”;, рассказанные лирическим героем, вызывают у собеседницы слезы, так как “слишком долго”; жи­ла она в реальном мире, мало фантазировала, мечтала, воображала и поэтому не в состоянии поверить в услышанное. В данном стихотворе­нии Гумилев выступает как поэт-мечтатель, поражающий палитрой красок, звуков, используемых при описании гордого животного:

Вдали он подобен цветным парусам корабля…

Описывая жирафа, поэт употребляет самобытные метафоры, эпитеты (“изысканный”;, “бродит”;), сравнивает облик животного с “цветными парусами кораблей”;, а его бег с “радостным птичьим полетом”;. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Строка:

…далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф –

является одновременно и важнейшим структурным элементом произведения и в то же время лейтмотивом всего текста.

В сборник “Романтические цветы”; вошло известное стихотворе­ние Н. Гумилева о гиене:

… из пещеры крадется гиена.

Ее стенанья яростны и грубы,

Ее глаза зловещи и унылы,

И страшны угрожающие зубы На розоватом мраморе могилы.

(“Гиена”;)

Стихотворение сюжетно: описываемые события разворачиваются на фоне экзотической обстановки. В основе композиции поэтического произведения – сопоставление образа “преступной, но пленитель­ной царицы”; с крадущейся по могиле гиеной. Поэт натуралистиче­ски подробно характеризует образ гиены: “шерсть моя дыбится”;, “блещут взоры злыми огоньками”;, “носили смерть изогнутые брови”;, “запах крови”;. В восприятии лирического героя образ жестокой ца­рицы и зловещего хищника – гиены – сливаются.

Данное произве­дение, как и большинство стихотворений сборника, романтично.

Следующий поэтический сборник Н. С. Гумилева “Жемчуга”; (1910) завершил путь становления русского поэта – будущего тео­ретика акмеизма. Здесь продолжает звучать мотив пути, заявлен­ный поэтом еще в ранних поэтических сборниках (“В пути”;, “Хри­стос”;, “Он идет путем жемчужным…”;, “Путешествие в Китай”; и др.). В стихотворении “В пути”; поэт говорит о единственно воз­можном решении темы жизненного пути: обращенность человека в будущее, к новым горизонтам, новым свершениям:

Лучше слепое Ничто,

Чем золотое Вчера!

Лирический герой на распутье, но судьба зовет его “обрести на­конец неотцветающий сад”;, бросить вызов дракону, распростертому на “оголенном утесе”;. В данном лирическом произведении поэт еще находится в рамках романтического мировосприятия. Лирический герой Гумилева выступает в различных обликах, ипостасях: то “конквистадор в панцире железном”;, то “словно раб… униженный, в плену”;, то “странный паладин”;, то “моряк в пучине”;, то “капи­тан”;. Эти многочисленные образы, созданные фантазией автора, действуют в разных экзотических обстоятельствах, но всегда верны некоей высшей инстанции:

Ужель Всевышний так судил И тайну страстного сгоранья К небесным тайнам приобщил?!

В 1912 году был издан сборник “Чужое небо”;, в котором принцип равновесия становится составной частью миропонимания Н. С. Гумиле­ва. Его герои проникают в инобытие при помощи смерти (“Паладин”;), открывают его в проклятой бездне (“Открытие Америки”;):

Эти воды Богом прокляты!

Этим странным рифмам нет названья!

Но навстречу жадного мечтанья Уж плывут, плывут, как обещанья,

В море ветви, травы и цветы,

В небе птицы странной красоты.

Лирический герой Н. Гумилева данного периода занимается по­иском истины, это сильный мужественный искатель настоящего, подлинного в “чужом небе”;:

Смотрю в века, живу в минутах,

Но жду субботы из суббот…

…О день, когда я буду зрячим И странно знающим, спеши!

В данный сборник вошли также поэтические произведения, по­священные первой жене Н. С. Гумилева – А. А. Ахматовой. Самое из­вестное – “Из логова змиева”;. Образ Ахматовой связан в восприятии лирического героя с “веселой птицей-певуньей”;, “колдуньей”;, “забав­ницей”;, “своенравницей”;.

Став поэтом-акмеистом и написав в 1913 го­ду нашумевший литературный манифест “Наследие символизма и акмеизм”;, Н. Гумилев все больше внимания уделяет форме, стремясь достигнуть высшей степени совершенства, равновесия во всем, столь ценимого акмеистами. По свидетельству символиста В. Я. Брюсова: “…Н. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в об­ласти формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно, об­думанными и утонченно-звучащими стихами.

Н. Гумилев не создал никакой новой манеры письма, но, заимствовав приемы стихотворной техники у своих предшественников, он сумел их усовершенствовать, развить, углубить, что, быть может, надо признать даже большей за­слугой, чем искание новых форм, слишком часто ведущее к плачев­ным неудачам”;. В стихотворении “На море”; используется традицион­ный размер – четырехстопный ямб, с чередованием женской и мужской рифмы в конце стихотворной строки. Четкость формы прида­ет отточенность, осязаемость лирическим образом. Читателю нетрудно представить изображенной Гумилевым лирический пейзаж:

Закат. Как змеи, волны гнутся,

Уже без гневных гребешков,

Но не бегут они коснуться Непобедимых берегов.

В годы первой мировой войны Н. С. Гумилев добровольцем идет на фронт, рядовым в Первый лейб-гвардии уланский полк. В 1914 и 1915 годах поэт был награжден Георгиевским крестом и удостоен звания унтер-офицера, а в 1916 году произведен в прапорщики. Ре­зультатом военных переживаний поэта стал поэтический сборник “Колчан”; (1916), в котором по-прежнему заявлена идея равновесия. Главными темами поэзии становятся: вечное противостояние Бога и дьявола, готовность принять новую реальность, опирающуюся на любимое прошлое и получающую воплощение в будущем, настоя­щее же рассматривается как переходный этап, как фундамент для построения грядущего, но человек в этой системе ценностей зани­мает ведущее место:

Есть Бог, есть мир – они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Во время войны Николай Гумилев проходит суровую школу взросления. Отныне лирический герой поэта – не пылкий, роман­тичный юноша, а возмужавший, много познавший человек, кото­рый ощущает свою неразрывную связь со всей Россией:

Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.

(“Наступление”;)

Лирический герой верит в божественное предопределение, “что Господне слово лучше хлеба питает нас”;. В стихотворении “Насту­пление”; объяснена роль поэта в военное время, когда происходит переоценка жизненных ценностей, меняется мироощущение:

Я кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

(“Наступление)

Смерть на поле битвы “ясна и проста”;, она не страшит поэта:

Есть так много жизней достойных,

Но одна лишь достойна смерть…

(“Смерть”;)

Поэтический сборник “Костер”; (1918) свидетельствует о новом этапе в развитии гумилевского акмеизма. Утрачена юношеская пылкость, максимализм, чрезмерная экзотичность, но осталось главное – стремление к познанию истинной сути бытия. “Конкви­стадор в панцире железном”; превратился в человека, созидающего Вселенную. Ранее заявленные поэтом темы развиваются в новом ключе, философски переосмысливаются.

В стихотворении “Я и вы”; лирическим героем осознается особен­ность своего любовного чувства, его непохожесть на остальных:

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из иной страны,

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев зурны…

(“Я и вы”;)

Основной композиционный прием стихотворения – антитеза: восприятие жизни лирическим героем контрастирует с традицион­ным мироощущением. Лирический герой любит экзотический, таин­ственный мир: водопады, драконов, араба в пустыне, который “при­падает к воде и пьет”;. Салонная жизнь, “темные платья и пиджаки”;, “открытый, протестантский, прибранный рай”; чужды герою.

В стихотворении “Природа”; образ земли ассоциируется в воспри­ятии лирического героя со “звездою, огнем пронизанной насквозь”;. Концовка данного лирического произведения патетична: риториче­ское восклицание позволяет поэту вести беседу с самой природой:

Земля, к чему шутить со мною:

Одежды нищенские сбрось…

(“Природа”;)

Используемый художественный прием олицетворение помогает раскрыть образ земли во всем его противоречии. Размышляя о смысле человеческого существования, поэт пишет стихотворение “Рабочий”;, в котором фактически предсказывает свою насильственную смерть:

Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной…

Кровь ключом захлещет на сухую,

Пыльную и мятую траву.

И Господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век.

(“Рабочий”;)

Слово “рабочий”; – “невысокий старый человек”; заменено в тек­сте стихотворения местоимением он. Этот прием придает всему произведению обобщающий характер: человек превращается в по­корного убийцу:

Он стоит пред раскаленным горном,

Невысокий старый человек.

Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век.

Образный ряд стихотворения напоминает лирическое произве­дение А. С. Пушкина “Анчар”;, где заявлен тот же мотив: покорность раба в исполнении воли господина и последующая гибель людей от смертельного яда.

8 августа 1921 года Николая Гумилева арестовывают по подоз­рению в участии в так называемом “таганцевском заговоре”; (контрреволюционный заговор против Советской власти), и через несколько дней русский поэт был расстрелян. Сборник “Огненный столп”; (1921) – вершина поэтического творчества Н. С. Гумилева – вышел уже после гибели поэта. В стихотворении “Заблудившийся трамвай”; лирический герой “заблудился в бездне времен”;, но свет грядущего зовет к познанию истинных ценностей:

Понял теперь я: наша свобода Только оттуда бьющий свет…

(“Заблудившийся трамвай”;)

Пространственно-временные границы произведения расшире­ны: Нива, Нил, Сена, роща пальм, Бейрут, трамвай является той связью, которая соединяет бытие лирического героя с реальным и потусторонним миром. В реальности – любовь к умершей Ма­шеньке, и поэтому сердце лирического героя “навеки… угрюмо”;. Размышляя над предназначением поэтического творчества, Нико­

лай Гумилев пишет следующие стихотворения: “Слово”;, “Шестое чувство”;, в которых определяет магическую роль слова:

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

(“Слово”;)

Поэт видит божественную сущность слова, так как только оно “осиянно… средь земных тревог”;. Слову дана особая жизнь, поэто­му поэтические произведения бессмертны:

Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

(“Шестое чувство”;)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Теоретик акмеизма И. С. Гумилев