Главная ⇒ 📌Сочинения по литературе ⇒ Темы, связанные с трактовкой литературоведческих понятий
Темы, связанные с трактовкой литературоведческих понятий
Типология тем сочинений
III. Темы, связанные с трактовкой литературоведческих понятий
Еще одна группа сочинений – работы, раскрывающие содержание теоретических понятий. Примерами тем такого плана могут служить “Роль портрета в создании образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души””, “Роль пейзажа в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри””, “Гротеск как прием в сатирических произведениях В. В. Маяковского”, “Лирическая героиня в произведениях А. А. Ахматовой”, “Роль пейзажа в лирике С. А. Есенина”,
Автор, работающий над подобной темой, должен, прежде всего, хорошо ориентироваться в литературоведческой терминологии. Сочинение на такую тему необходимо начинать с определения теоретического понятия. Автор сочинения должен хорошо представлять себе, какое значение имеет данное литературоведческое понятие для раскрытия идеи произведения.
Различные литературные приемы играют большую роль в создании художественного эффекта, тем более что у каждого писателя существуют свои излюбленные приемы.
Таким образом, начиная работу
Если вы воспользуетесь нашими советами, то результат не заставит себя ждать.
Желаем удачи!
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Бунину ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Прочитайте рассказ И.С. Тургенева “Бежин луг” и “Ночной разговор” И.А. Бунина”. Сравните изображение крестьян в этих произведениях. Обратите внимание на характер и роль пейзажа, особенности портрета, композиции, функции рассказчика. Объясните причину обращения к жанровой форме очерка. Сделайте вывод о том новом, что внес И.А. Бунин в художественное изображение русского характера. Проанализируйте […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Шолохову ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Сопоставьте роман М. Шолохова “Тихий Дон” с известными вам произведениями 20-х годов о гражданской войне (“Железный поток”А. Серафимовича, “Чапаев” Д. Фурманова, “Разгром” А. Фадеева и др.). В чем, на ваш взгляд, проявляется своеобразие шолоховского видения мира и человека? Какую роль играют женские образы в романе “Тихий Дон”? Расскажите подробнее об одной […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Булгакову ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Своеобразие композиции романа “Мастер и Маргарита”. Роль библейских глав в романе. Как они связаны с современными? В чем своеобразие булгаковской трактовки библейских образов? О чем спорят герои в 1-й главе романа? Проанализируйте подробно 2-ю главу произведения. Какие философские проблемы решаются в ней? Почему мастер заслужил “покой”, а не “свет”? Это награда […]...
- Анализ прозаического произведения Типология тем сочинений II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры 2.3. Анализ прозаического произведения При анализе прозаического текста надо иметь в виду особенности художественного стиля речи, среди которых, в первую очередь, выделяются образность, а также использование художественных средств языка. Необходимость выбора указанных средств определяется замыслом автора, сюжетом произведения, его идеей, своеобразием показанных […]...
- Какие известны литературные мистификации, связанные с творчеством Некрасова? Какие известны литературные мистификации, связанные с творчеством Некрасова? Свои произведения, посвященные русской жизни и обличавшие русскую реакцию, Н.А. Некрасов не раз помечал как переведенные с того или иного языка. Он сам говорит об этом: “В прежнее время иные мои стихотворения не прошли бы, если бы я не выдал их за переводы с какого-нибудь малоизвестного языка”. […]...
- Конспект урока русского языка “Формирование мотива чтения через дифференциацию понятий “ранняя” и “поздняя” весна” Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка” г. Кемерово Кемеровской области Конспект урока русского языка “Формирование мотива чтения через дифференциацию Понятий “ранняя” и “поздняя” весна” Автор: Учитель-логопед: Левина Людмила Дмитриевна Кемерово 2015 Цель: Формирование мотива чтения. Закрепление представлений о ранней и поздней весне. Обогащение словаря признаками и действиями предметов. Изменение слова “весна” по падежам. Развитие […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по А. Н. Толстому ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Подготовьте тезисы к устному ответу на вопрос “Петр Первый” А.Н. Толстого как исторический роман”. Составьте план ответа на вопрос “Сторонники петровских преобразований в романе”. Подумайте, какие социальные группы поддерживают Петра? Что привлекает их в его преобразовательной деятельности? Как характеризует Петра умение “обрастать” талантливыми людьми? Подберите примеры, показывающие отношение Петра I к […]...
- Трактовка понятий к сочинениям ОГЭ из Открытого банка заданий Огромное спасибо автору-составителю материалов, Беспаловой Т. В. Словарик понятий для написания сочинения 15.3 по текстам ОБЗ-2015 Взаимовыручка Взаимовыручка – взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка. Внутренний мир человека Внешний мир человека – это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир […]...
- Словарь литературоведческих терминов Баллада (Франц. Ballade, от прованс. Balada – танцевальная песня) – жанр, в основе которого лежит повествование с необычным историческим, легендарным, фантастическим или бытовым сюжетом. В это повествование, как правило, включен диалог (явный или скрытый), в нем нередко присутствуют также зачин и концовка. Характерная черта баллады – эмоциональная оценка изображаемых событий. Былина – древнерусская фольклорная песня, […]...
- Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина – вечные темы: природа, любовь, смерть Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет”, – писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающих русскую деревенскую природу. В своих […]...
- Основные проблемы, связанные со спецификой художественной речи Основные проблемы, связанные со спецификой художественной речи Сложности, связанные с пониманием природы и сущности языка художественной литературы, касаются нескольких принципиальных вопросов: Первой проблемой является то, зачем вообще людям нужна поэтическая речь, почему не хватает “нормального” языка и зачем в каждой развитой культуре существует поэзия. Наивные ответы (например, стихами сказать красивее) разумеется, не только не снимают […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Твардовскому Прочитайте поэму “Василий Теркин”. Назовите известные вам поэмы военных лет. Какие принципы изображения героев и событий использовались в них? В чем состоит отличие поэмы А. Твардовского? Докажите, что поэма “Василий Теркин” – эпос Великой Отечественной войны. Какие эпизоды войны изображаются в произведении? Раскройте смысл авторского определения “война-работа”. Проанализируйте главы “Перед боем”, “Бой в болоте”, “Переправа”, […]...
- Значение понятий “речь” и “язык” в литературе Значение понятий “речь” и “язык” в литературе В филологии мы часто слышим выражения “художественная речь” и “язык художественной литературы”. Как соотносятся между собой эти понятия? Являются ли они синонимами или у каждого из них своя определенная сфера значения? Думается, было бы логично начать разговор о языке и речи с прояснения этого момента. Сложность в том, […]...
- Взгляд на темы сочинений по русской литературе выпускников 2002 года Признаемся, что заголовок подсказан статьей В. Г. Белинского “Взгляд на русскую литературу 1846 года” (или в другой статье – 1847 год). Но не станем покушаться на всю русскую литературу, как это сделал великий критик, а обратимся только к темам предстоящего экзаменационного Сочинения, что, согласитесь, тоже немаловажно. Предоставим слово ученикам выпускного класса одной из московских школ. […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по произведению Распутина “Живи и помни В. Распутин. “Живи и помни” (1974) Объясните причину обращения писателя, который не был участником войны, к военным событиям. Что нового вносит В. Распутин в решение этой темы? Есть ли в произведении батальные сцены? Покажите, как избранный материал помогает в решении нравственных и философских проблем. В чем суть преступления Гуськова? Какие мотивы выдвигает Андрей в свое […]...
- Различие понятий “ум” и “образованность”. По тексту П. И. Мариковского Мудрый никогда не хвастается своей мудростью, сознавая ограниченность ума (ЕГЭ по русскому) Стоит ли разграничивать такие понятия как ум, мудрость и образованность? Или они тождественные? Над этими почти философскими вопросами задумывалось не одно поколение людей. Как распознать, как соотносятся эти понятия в образе конкретной личности. В своем эссе П. И. Мариковский как раз рассуждает на эту тему и выражает свое мнение словами: “творящие зло могут быть умными, […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Маяковскому Подготовьте ответ на вопрос: “Новаторство В. Маяковского”. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского: традиции и новаторство. Для ответа на этот вопрос выучите наизусть одно стихотворение поэта и, дав общий обзор темы, проанализируйте это стихотворение подробно, определяя особенности лексики, образной системы, стиха, рифм. Сатира Маяковского: темы, жанры, приемы сатиры. Выучите одно стихотворение наизусть и подробно […]...
- Тема-проблема Типология тем сочинений I. Темы аналитического характера 1.2. Тема-проблема Следующая подгруппа тем аналитического характера – темы-проблемы, подразумевающие при написании сочинения раскрытие проблематики произведения, понимание его концепции, замысла автора. Примерами тем такого типа можно считать следующие: “Идея неотвратимости возмездия в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание””, “Диалектика души в романе Л. Н. Толстого “Война и […]...
- Урок по изобразительному искусству в 7 классе “Великие темы жизни” Урок по изобразительному искусству в 7 классе Алиева Луиза Наримановна учитель изобразительного искусства Г. Нефтеюганска ХМАО-Югры Методическая часть Урок по теме “Место и роль картины в искусстве XX века” является одной из итоговых работ по теме III четверти “Великие темы жизни”. Завершая изучение данной темы, они должны осознать место и роль тематической картины в искусстве […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Гончар “Собор” Гончар. “Собор” (1967, на русском языке издан в 1987 г.) Какие актуальные проблемы современности подняты в произведении? Раскройте на конкретных примерах из романа взаимосвязь между углублением экологического кризиса и разрушением духовного здоровья человека. Как вы понимаете слова: “Соборы душ своих берегите, друзья!”? Какие нравственные и эстетические ценности утверждает автор в произведении? Раскройте основной конфликтпроизведения – […]...
- Сатирические произведения В. В. Маяковского. Основные темы, идеи и оразы Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатирикон”, а в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928”, то есть за два года до смерти, написал: “Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 года “Хорошо”. Правда, “Плохо” поэт так и не […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Составьте план-конспект главы “Литература русского зарубежья”. Обратите особое внимание на смысл понятия “миссия русской эмиграции”, на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры. “Что такое русская литература XX века, на это не может в отдельности ответить ни зарубежье, ни СССР”, – писал в 70-е годы […]...
- Темы сочинений и рефератов по комедиям Островского 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль” Фонвизина и “Свои люди – сочтемся” Островского – художественный строй сатирической и бытовой комедии. 4. Трагические характеры и ситуации в комедиях Островского. 5. Как в пьесах Островского раскрывается природа самодурства? 6. Катерина и Кабаниха в […]...
- Типология тем сочинений Типология тем сочинений Выбор темы – очень важный этап в работе над сочинением. Как правило, основой сочинения становится произведение, которое автор ясно помнит и знает, может уверенно цитировать. Самое главное – хорошо понимать тему, идею и проблему произведения. Кроме того, пишущий должен умело использовать сведения по теории и истории литературы, иметь некоторый опыт анализа литературного […]...
- В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака? (ЕГЭ по русскому) В русской литературе в число главных тем для написания произведений входит тема, посвященная поэзии и поэту, создающему ее. Подобные стихи представлены всегда в форме своеобразного самоотчета, представленного авторской исповедью. Звучание данной темы прослеживается и в лирических произведениях Б. Пастернака. Своеобразно автор смотрит на взаимоотношения, образовавшиеся между творчеством и действительностью. Пастернак был глубоко убежден в том, […]...
- Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова < p>1. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. 2. Образ героя 30-х гг. XIX в. 3. Композиция романа “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии личности Печорина. 4. “Лишние люди” в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 5. Печорин и Грушницкий. 6. Женские образы в романе […]...
- “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы – это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К “вечным” темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие. Мотив – минимальный значимый компонент повествования. […]...
- Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна II вариант Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на пути судьбы. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Айтматову “Белый пароход” Айтматов. “Белый пароход” (1970) Расскажите о жизни мальчика на лесном кордоне. Какую роль сыграл в его становлении старик Момун? Покажите, как соотносятся в жизни мальчика реальность и сказка. Раскройте многозначность образа Рогатой матери-оленихи. Как связан в произведении сюжет этого древнего мифа с развернувшимися на кордоне событиями? Как способствует обращение к мифуфилософскому углублению содержания? Охарактеризуйте основной […]...
- Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Петербурга, певцом революционной демократии. Основная тематика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и городской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Достоевского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скорбные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же […]...
- Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой “Реквием” Поэма – плач А. А. Ахматовой посвящена годам страшного террора в России и его невинным жертвам. Написание этой поэмы имело для поэта жизненно важный смысл. О реальной основе “Реквиема”, его цели А. Ахматова рассказала в прозаическом Прологе, названном “Вместо предисловия”: “В тогдашние годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинградки. Как-то раз кто-то […]...
- Тема урока. Повторение темы “Лексика” Цели: стимулируя прочное усвоение материала, систематизировать сведения по теме; используя инновационный прием (диаграмма Венна), межпредметные связи, развивать логическое мышление учащихся; воспитывать тонкое восприятие окружающего мира, любовь к животным. Оборудование: РМ – заготовка для устного сочинения (на каждую парту). ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос 1) Что такое лексика? 2) […]...
- Основные темы и идеи произведений И. А. Бунина, А. И. Куприна. Краткое изложение текста В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество – об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отразились во многих устойчивых формулах, например, в известной фразе “среда заела”. Заметно обострился интерес к этой теме […]...
- Выбор темы, цель речи, поиск материала Любое публичное выступление должно быть хорошо подготовлено. Это большая ошибка – надеяться только на собственные силы. А подготовка речи в свою очередь определяется многими факторами. Следует учитывать вид речи, тему выступления, цели и задачи, которые стоят перед выступающим, и конечно же состав аудитории. Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по произведению Бондарева “Берег” Ю. Бондарев. “Берег” (1974) Объясните особенности построенияпроизведения. Почему часть, посвященная войне, занимает в романе центральное положение? Объясните смысл ее заглавия. Можно ли рассматривать роман по частям или он представляет собой единое, связанное по определенным законам целое? Какова взаимосвязь между частями произведения? Какие важные социально-политические, идеологические, философские проблемы решает Ю. Бондарев? Как соотносятся между собой конфликты […]...
- В. Уитмен. Сборник “Листва травы”, ее ведущие темы и мотивы “Песня о себе” – программное произведение поэта. Обращение к свободному стиху (верлибру) Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности поэзий У. Уитмена, их новаторский характер, своеобразность и эстетичную ценность; развивать навыки анализа лирических произведений, высказывание своих суждений и их обоснование; воспитывать эстетичные вкусы, стремление к познанию мира и себя в нем. Оборудование: портрет поэта, сборник его […]...
- Темы и идеи од Ломоносова Тему “Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния” можно определить как восторженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настолько бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загадками, что ум отказывается воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие. Так, смысл строчек “Открылась бездна, звезд полна; \\ Звездам числа нет, […]...
- Общие требования к сочинению Что необходимо знать, чтобы написать хорошее сочинение? Так что же необходимо знать, чтобы написать хорошее, воодушевленное сочинение? Итак, вскрыты конверты с темами экзаменационного сочинения, темы объявлены. Минуты напряженности, страха, растерянности прошли. Пока темы сочинений записываются на доске, успокойтесь и сосредоточьтесь. Идеально, если вы сразу определились с выбором темы: вам нравится автор или какое-то конкретное произведение; […]...
- Какие темы и образы современной поэзии Вам наиболее близки? (По творчеству одного-двух поэтов.) (ЕГЭ по русскому) Владимир Высоцкий за короткую яркую жизнь успел завоевать сердца миллионов соотечественников. Хриплый голос “поющего” поэта под неизменную гитару хорошо помнят пожилые люди, его творчество вызывает интерес и у молодежи. Песни Высоцкого – не только литературный, но и фольклорный материал. Их язык обладает удивительной особенностью – он понятен каждому. И дело здесь не в скудости или […]...
- Темы романсов Определить одним словом приведенные произведения далеко не всегда возможно, потому что тогда это будет сухая и неточная классификация, но в двух-трех словах – можно всегда (порой иронически). “Певец” (А. С. Пушкин) – сопричастность поэзии природы. “Разуверение” (Е. А. Баратынский) – опыт не пропьешь. “К. Б.” (Ф. И. Тютчев) – любовь выше опыта. “Отчего” (М. Ю. […]...