Темы романсов

Определить одним словом приведенные произведения далеко не всегда возможно, потому что тогда это будет сухая и неточная классификация, но в двух-трех словах – можно всегда (порой иронически).

“Певец” (А. С. Пушкин) – сопричастность поэзии природы.

“Разуверение” (Е. А. Баратынский) – опыт не пропьешь.

“К. Б.” (Ф. И. Тютчев) – любовь выше опыта.

“Отчего” (М. Ю. Лермонтов) – молодость не вечна.

“Среди шумного бала, случайно…” (А. К. Толстой) – лю­бовь к образу.

“Я тебе ничего не скажу…”

(А. А. Фет) – о партизанской любви.

“Серенада” (В. А. Соллогуб) – любовь земная и небесная.

“Доченьки” (А. Н. Вертинский) – ура! – на могиле споют.

“В землянке” (А. А. Сурков) – о разлуке.

“Жди меня…” (К. М. Симонов) – надежда.

“Очарована, околдована…” (Н. А. Заболоцкий) – магия любви.

“Ненаглядный мой” (Р. Ф. Казакова) – о прошлой любви.

“А напоследок я скажу…” (Б. А. Ахмадулина) – о грядущем суициде.

“На дальней станции сойду…” (М. И. Танич) – о счастливом

дачнике.

“Подмосковные вечера” (М. Л. Матусовский) – трудное объяснение.

“Ваше благородие госпожа разлука…” (Б. Ш. Окуджава) – любовь вместо смерти.

“Давайте восклицать, друг другом восхищаться…” (Б. Ш. Окуджава) – песня восхищенного потакателя.

“Песня о друге” (В. С. Высоцкий) – о подлинной дружбе.

“Я не люблю” (В. С. Высоцкий) – сдержанная ярость.

“Летучий ковер” (Ю. Ч. Ким) – восхищение после госпиталя.

“Я люблю тебя, жизнь!” (К. А. Ваншенкин) – несчастная или взаимная? – вот в чем вопрос.

Удивляет, что авторы учебника-хрестоматии сочли романсом песню Владимира Семеновича Высоцкого “Я не люблю”. В ней нет никакой напевности, это жесткий ритм и сосредоточенное жесткое чувство, лишенное какой бы то ни было лиричности. Также ни романсом, ни лирической песней не является “Песня о друге”.

По тем же причинам.

Песни “В землянке” и “Жди меня…” – это песни военных лет, не подходящие к определению романса. Если уж брать песни того времени, то надо говорить прежде всего о песне “Темная ночь”.

Продолжая тему необоснованности включения в список ро­мансов и лирических песен различных творений песенного жан­ра, можно заметить, что песня А. Н. Вертинского “Доченьки” – типичный шансон, “Ваше благородие госпожа разлука…” тоже гораздо ближе к шансону. “Летучий ковер” Ю. Ч. Кима очень на­поминает стихи Агнии Барто полным отсутствием мелодики. Та­кую песенку можно разучивать на уроках музыки в младшей школе, но не ставить ее после песен В. С, Высоцкого и тем более не пытаться сделать из нее лирическую песню или, что еще хуже, романс. Одним словом, ребята, это задание – явная подстава. Исходите из этого.

Трудно даже как-то переформулировать их, как это мы делали во многих других вопросах.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Темы романсов