Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского (План-сочинение)



Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции русской классической литературы в атмосфере напряженного предощущения перемен требованиям многих поэтов не отвечали. В этот период возникает в рамках модернизма течение, получившее название футуризм.

Идеи представителей этого течения нашли свое отражение и в творчестве молодого В. В. Маяковского.

Сатирические произведения. Сатирическое осмеяние мещанских интересов людей В. В. Маяковский

представил в целом ряде “Гимнов”: “Гимн обеду” (1915), “Гимн критику” (1915), “Гимн судье” (1915) и др. Само сочетание жанра гимна, цель которого воспевать, с мелочностью, глупостью, жадностью и т. д. создает неповторимый сатирический эффект. Человеческие “слабости” доводятся поэтом до гротеска:

Желудок в панаме! Тебя ль заразятВеличием смерти для новой эры?!Желудку ничем болеть нельзя, Кроме аппендицита и холеры! “Гимн обеду” (1915)

Эпатирующая резкость оценок необходима, по мысли поэта, чтобы помочь людям осознать необходимость изменения своего отношения к жизни:

И птиц,

и танцы, и их перуанокКругом обложили статьями. Глаза у судьи – пара жестянокМерцает в помойной яме. “Гимн судье” (1915)

Выше всего “бабочка поэтиного сердца” ценит чистоту души.

Тема города. В стихотворении “Ночь” (1912) перед читателем предстает образ ночного города-игрока, сулящего множество соблазнительных перспектив. Та же тема города развивается в стихотворении “Утро” (1912), но получает несколько иное разрешение. Более отчетливо звучит мотив катастрофы, трагичности человеческой жизни, достигающий своей кульминации уже в заглавии стихотворения “Адище города” (1913).

Автор, стремясь к реализации программы футуристов, активно использует словообразовательные возможности русского языка и создает неординарные лексические единицы, наполненные субъективной оценкой: адище, адки. Прибегает поэт и к нарушениям в области грамматики: “сосущие светами”. В каждой строке заявлено авторское отношение к реалиям современного города, в котором нет места “маленькому человеку”:

А там, под вывеской, где сельди из Керчи – Сбитый старикашка шарил очкиИ заплакал, когда в вечереющем смерчеТрамвай с разбега взметнул зрачки. “Адище города” (1913)

Неодушевленные предметы, продукты человеческой мысли, подчиняют себе своего создателя. Поэт выступает против цивилизации, которая начинает вторгаться в жизнь человека и уродовать ее. Разрушительная сила проникает в мир природы, который должен нести созидательное начало: “у раненого солнца вытек глаз”.

Очень своеобразно трактуются в стихотворении традиционные образы луны и ночи. Лишенные какой бы то ни было романтичности, они превращаются в такие же жертвы новой цивилизации, как и “маленькие” люди:

И тогда уже – скомкав фонарей одеяла – Ночь излюбилась, похабна и пьяна, А за солнцами улиц где-то ковылялаНикому не нужная, дряблая луна. “Адище города” (1913)

Эти и другие образы природы, подвергаясь метафоризации, не становятся поэтичными и возвышенными, как можно было бы предположить, а получают сниженный характер: “железо поездов громоздило лаз”, “крикнул аэроплан и упал”, “ночь излюбилась”, “дряблая луна”. Такие метаморфозы современного мира не могут нести ничего хорошего “маленькому человеку”.

Христианские мотивы. Они занимают у раннего В. В. Маяковского значительное место. Библейские ассоциации постоянно сопровождают лирического героя, он сам называет себя то “пророком”, то “апостолом”.

Часто в поэзии В. В. Маяковского встречается ироническое снижение религиозного мотива. Традиционное, закрепленное значение библейского понятия переводится автором стихотворения из небесной ипостаси в земное измерение. Лирический герой уравнивает себя с Богом и готов занять место Спасителя:

Я вижу, Христос из иконы бежал, Хитона оветренный крайЦеловала, плача, слякоть….Время! Хоть ты, хромой богомаз, Лик намалюй мойВ божницу уродца века! “Я” (1913)

Антивоенная тематика. Война 1914 года не оставила поэта равнодушным и заняла в его поэзии значительное место. В стихотворении “Война объявлена” (1914) Первая мировая предстает как действо огромного масштаба, за громадой которого как будто не видно смерти и боли. Через “натуралистические” детали поэт старается усилить антивоенное звучание стихотворения:

Громоздящемуся городу уродился во снеХохочущий голос пушечного баса, А с запада падает красный снегСочными клочьями человечьего мяса. “Война объявлена” (1914)

Трагедия одного человека расширяется до вселенских масштабов в стихотворении “Мама и убитый немцами вечер” (1914). Война противна миру природы, она нарушает ее законы, от этой боли и страдания “визжат” даже звезды. Само произведение становится развернутой метафорой.

Тема поэта и поэзии. В стихотворении “Нате!” (1913) В. В. Маяковский продолжает традицию осмысления взаимоотношений поэта и толпы, начатую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Поэт намеренно создает образ тупой серой массы, включая в описание толпы обилие бытовых и кулинарных деталей, тем самым очерчивая круг интересов ее представителей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капустаГде-то недокушанных, недоеденных щей;Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей. “Нате!” (1913)

В мире, где сытость и вещизм становятся смыслом существования, “бабочка поэтиного сердца” задыхается, ей не под силу вытащить на себе всю эту толпу, взгромоздившуюся “в калошах и без калош”.

Тема трагического одиночества поэта звучит в стихотворении “Скрипка и немножко нервно” (1914). Поэт говорит о чувстве бессилия лирического героя в мире, где докричаться до глухих “сытых” невозможно. Но мир, по счастью, состоит не только из любителей “капусты”.

Тема творчества и его востребованности звучит в стихотворениях “Послушайте!” (1914) и “Хорошее отношение к лошадям” (1918).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского (План-сочинение)