Темы и идеи од Ломоносова
Тему “Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния” можно определить как восторженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настолько бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загадками, что ум отказывается воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие.
Так, смысл строчек “Открылась бездна, звезд полна; \\ Звездам числа нет, бездне – дна” в том, что при проявлении небольшой наблюдательности можно обратить
Тем не менее главная мысль произведения состоит в том, что разум для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы мира, научился задавать “натуре” вопросы, искать и находить на них ответы.
Тему “Оды на день восшествия на всероссийский
Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны началось в ноябре 1741 года. Ода написана к шестой годовщине царствования дочери Петра, за шесть лет уже проявились основные тенденции правления Елизаветы, и можно было подводить промежуточные итоги.
Главной заслугой Елизаветы Ломоносов считает установление “возлюбленной тишины”, которая дает спокойствие “россам” и которой не нужен “крови ток” (Елизавета в первые 15 лет правления не вела войн).
Вторая заслуга – возвращение к политике Петра (были восстановлены полномочия Сената, воссозданы коллегии, ликвидирован созданный Анной Иоанновной Кабинет министров): “…Когда от радостной премены \ Петровы возвышали стены \ До звезд плескание и клик!” Эту же мысль подчеркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: “…Великая Петрова дщерь \ Щедроты отчи превышает, \ Довольство муз усугубляет \ И к счастью отверзает дверь”.
Третья заслуга – покровительство наукам: “…Здесь в мире расширять науки \ Изволила Елисавет”. На самом деле Елизавета наукам уделяла немного внимания. Но ее фаворитом был И. И. Шувалов, известный покровитель наук и искусств, друживший с Ломоносовым, переписывавшийся с Вольтером и Гельвецием, который способствовал открытию Московского университета и Академии художеств.
Важнейшее достижение Ломоносова состоит в том, что он не только восхвалял Елизавету, но учил ее тому, что она должна делать как императрица: если Всевышний поручил в “счастливое подданство” такое “земель пространство” и открыл сокровища, то надо знать, что
…требует к тому Россия Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.
Право поэта учить царей проявилось в том же веке в творчестве Державина.