Тематика и жанр романа “Война и мир”

Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг. XIX в.) неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.

Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами. Главным художественным приемом, которым пользуется

писатель, является антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805 -1807 гг. и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица.

Но на самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”.

Это заглавие отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] I десятеричное, и слово писалось как “мiръ”. Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно.

Действительно

слово “мир” в заглавии не является простым обозначение понятия покоя, состояния, противоположного войне. В романе это слово имеет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Эпическое начало в романе “Война и мир” невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира.

Точно так же, как “война, означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”.

Мир это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни. Но мир это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”.

Мир это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир это жизнь. Мир это и мировоззрение, круг идей героев.

Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это само утверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть.

Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положения на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского”. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит “комнатное лицо” врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами”.

Рассказать правду о войне, заключает Толстой в “Войне и мире”, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом тем, что, развенчав ложную, он первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов.

Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию. Само сочетание “война и мир” уже употреблялось в русской литературе, в частности, в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”:

Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса.

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе добро и мир, объединяющие людей, на другом зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона “непрерывного движения личности во времени”. Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала “живой жизни” и мира.

Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной.

Через весь роман проходит антитеза “правильность неправильность”, “внешняя красота живое очарование”. Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером.

Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он является истинным выразителем духа нации.

“Мысль семейная” противопоставляет семью Ростовых “клану” Курагиных. Антитеза “ложное истинное” используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения, а требует “скорее начинать” и усиленно заряжает свой пистолет. Приемы, автор использует в создании образной системы своего произведения.

Толстой прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. В романе спорят не герои, а их идеи.

Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для Толстого.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тематика и жанр романа “Война и мир”