Тема. Женские персонажи романа “Герой нашего времени”

Цель
: продолжить детальное изучение романа М. Лермонтова “Герой нашего времени”; раскрыть конфликт Печорина с окружающей средой; показать разнообразие женских образов произведения; учить отличать в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев, делать обобщения; развивать критическое мышление, гуманизм и толерантное отношение к окружающим. Тип урока: урок анализа эпического произведения. ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности Учитель. Думали ли вы, обсуждая характер и поступки Григория Александровича

Печорина, героя своего времени, посмотреть на женские образа в романе не как на фон, который делает образ главного героя более ярким и полным, а как на самостоятельное явление – тоже героинь времени?

Сегодня мы поговорим и об экзотической Беле, и о образе Ундины из “Тамани”, и о реальных женщинах – княжне Мэри и Вере. Женщины, в отношении к которым открывается истинная сущность Печорина; женщины, отношение которых к Печорину раскрывает также определенные стороны его сущности. II.

Актуализация опорных знаний Беседа Чем усиливается романтический колорит “нечистого места” в повести

“Тамань”?

Какое место в нем занимает “дикая ундина”? Для чего Печорин интригует с Мэри? Как изменилась княжна, полюбив Печорина?

Какие действия Печорина вызывают чувство ненависти у княжны? Почему Печорин отказывается от бракосочетания с княжной Мэри? Чем Вера не похожа на княжну Мэри?

Почему Печорин остается “орудием смертной казни” и относительно Веры, которую любит? Какая гамма чувств охватывает героя, который утратил надежду вернуть Веру? III. Работа над темой урока 1. Составление характеристики женских образов на основе текста – работа в 4-х группах Ожидаемые ответы Группа а.

Образ Белы Положение Белы является по-настоящему трагическим. Хотя ей посвящена целая повесть романа, автор обращает на нее внимание разве что как на красивую “вещь”: “и в самом деле она была красивая: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она зачастую из-под лба на него посматривала…”.

Печорин своей прихотью, навеянной ему Максимом Максимовичем, вырвал ее из обычной жизни: “…Она за этими дверями; только я сам сегодня напрасно хотел видеть ее: сидит в уголке, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пугливая, как дикая серна. Я нанял нашу духанницу, она знает по-татарски, будет присматривать за ней и даже приучит ее к мысли, что она моя, так как она никому не будет принадлежать, кроме меня… “. Когда же она полюбила его и этим сознательно порвала с прошлым, он остыл к ней: “любовь дикарки не намного лучше любви знатной госпожи, невежество и простосердечность одной так же надоедают, как и кокетство другой”.

Печорин готов на решительные шаги ради своей прихоти, несмотря на последствия его действий для других. Он опосредованно виновен в смерти Белы, которая способна на большую пылкую любовь, но не принадлежит к кругу Печорина. Поэтому перспектив для развития их любви нет. Группа Б. Образ Ундины Образ девушки-контрабандистки является довольно романтическим.

Для нее характерно странное изменение настроения, ее речь необыкновенная и приближена к народным поговоркам, ее песни напоминают народные, свидетельствуют о стремлении к свободе.

В ней много поэзии “дикой свободы”. Как говорил Белинский, “полудикий язык свободных ущелий”.

Но ее непосредственность обманчива и помогает ей завести Печорина в ловушку, которая могла стоить герою жизни. За ее песенными образами скрыта реальная жизнь, суровая и далекая от первичной естественности; ее же внутренний мир – “вне границ достижимости”. Группа В. Образ княжны Мэри Мэри Лиговская – умная, культурная, гордая девушка, способная на глубокое чувство.

Ей присуща романтическая мечтательность.

Этим объясняется ее любопытство к Грушницкому: “толстая солдатская шинель” делает Грушницкого в ее глазах личностью, овеянной таинственностью. Загадочность, странность Печорина интригует ее; его рассказ о себе, о том, как мир не принял его и испортил его характер, глубоко западает в ее добрую и доверчивую душу, а искреннее сожаление к нему превратилось в любовь. Мы видим перед собой человека с определенными жизненными принципами, который способен упростить и должен переступить через любые условности, которые в банальном понимании общества составляют супружеское счастье, и сделать возможным счастье возлюбленного при любых испытаниях. Из последнего диалога Печорина с ее матерью мы понимаем, что Мэри догадывается о причинах положения героя, о его ссылке на Кавказ, но все же, несмотря на это, ждет его объяснения – вернее, ответа на ее объяснение.

Мэри первая признается Печорину в своей любви, но ее чувства были им отброшены. На протяжении нескольких минут Печорин искал в своем сердце “хоть каплю любви к милой Мэри”. Но в знак глубокого уважения к ней он сделает так, чтобы их разлука стала для нее менее болезненной: выставит себя не в лучшем свете, предложит Мэри его пренебрегать.

Даже и тогда, больно пораженная в самое сердце, Мэри не опустится до мелкой мести. И мы, читатели, проникнемся к ней еще большим уважением и симпатией. Группа Г. Образ Веры Печорин давно любит Веру, но его любовь принуждает женщину лишь страдать; ради любви к нему она идет на любые жертвы.

Вера – образ более эскизный, нарисованный несколькими яркими штрихами. Мы видим женщину, у которой чувство, эмоции все время борются с умом. Выйдя замуж со старого князем ради сына, она будет предавать мужа с Печориным. Испугавшись за судьбу Печорина на дуэли, она выдаст своим поведением собственные чувства, поставив на карту и семейный покой, и уважение мужа к ней, и будущее.

Наверное, она предчувствует печальное расставание с Печориным, роман без счастливой развязки, но ничего не может с собой сделать, так как идет навстречу любви, не оценивая последствий порывов собственной души и сердца.

2. Короткое обобщение С наибольшей симпатией автор описывает образа Мэри и Веры. Эти незаурядные натуры обратили внимание на Печорина, искренне полюбили его и могли бы даже связать с ним жизнь. Они умные и душевные, просвещенные и эмоциональные, и – главное! – смело откровенные в словах и поступках, могут стать рядом с Печориным в счастье и горе.

Мы встречаем их только в одной части романа – повести “Княжна Мэри”, но эта повесть центральная. Такие разные и по возрасту, и по характеру, княжна Мэри и Вера похожи в одном – в откровенности чувств и поступков, в верности любви. Возможно, именно такую героиню своего времени мечтал встретить на своем жизненном пути Лермонтов.

IV. Рефлексия 1. Составление рассказа к темам “Бела”, “Ундина”, “Мэри”, “Вера” 2. Заполнение таблицы Элвермана “Способен ли Печорин на большую любовь? ” V. Домашняя задача Завершить работу над таблицей Элвермана; подготовить цитатную характеристику образа Максима Максимовича.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема. Женские персонажи романа “Герой нашего времени”