Тема “вольности” в лирике А. С. Пушкина

Тема “вольности святой” волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно. Итак, попытаемся разобраться, чем же в понимании Пушкина является вольность. В этом отношении программным произведением поэта, как мне кажется, является ода “Вольность”.

Написана она вскоре после того, как молодой Пушкин приезжает из Царскосельского лицея в Петербург. Василий Львович, его дядя, вводит будущего великого поэта в столичные

литературные кружки, где Пушкин знакомится с вольнолюбивыми людьми. Под впечатлением общения с ними в 1817 году молодой поэт пишет свое первое, но очень важное стихотворение, пронизанное свободолюбивыми мотивами.

Написана “Вольность” в традиционной форме оды, однако к концу XVIII – началу XIX века она уже устарела и подобных хвалебных песен почти никто не пишет. Бв. л, правда, придворный одописец граф Хвостов, сочинявший оды едва ли не каждый день (повод-то всегда можно найти), которого Пушкин не любил и на которого написал не одну эпиграмму (упоминание имени графа можно найти и в “Медном всаднике”).

Итак,

Пушкин пишет оду. Его новаторство заключается в том, что он восхваляет не царя, не какую-то конкретную личность, а нечто абстрактное – Вольность. Царей же, которых раньше в одах прославляли, поэт выставляет “тиранами”, “увенчанными злодеями”. Пушкин показывает сцены убийств Людовика XVI и Павла I. На примере этих двух монархов поэт отчетливо дает понять, что и большинство остальных царей – тираны и злодеи.

Но, в отличие от злодеев “простых”, корона придает царям статус героев, и их злодейства и тирания превращаются в нечто героическое. Тираны, в понимании Пушкина, – люди, подчиняющие себе других людей, порабощающие их волю. “Самовластительный злодей”, “злодеи увенчанный”, “тиран” – разные имена одного и того же лица – монарха, ставящего себя выше закона. По Пушкину, монарх должен подчиняться закону, лишь тогда наступит Вольность:

…Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье. Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье…

Причем Вольность нужна всем, как крестьянам, так и дворянам. Ведь если дворяне лично свободны, то морально они порабощены, ибо каждый шаг их должен быть согласован с придворным этикетом. Кроме того, Вольность требует свободы творчества и вообще духовной свободы. Ведь для творческого человека духовная несвобода страшнее несвободы личной.

Итак, для того чтобы наступила Вольность, необходимо соблюдение Закона. Но что же такое “Закон”?

…Владыки! вам венец и трон Дает закон – а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон…

Это едва ли не главная строфа во всем стихотворении. Она вносит ясность во все воззрения поэта. Да, наследниками становятся благодаря природе: родиться в царской семье – невеликая заслуга.

Осознать свою ответственность за народ, за своих подданных, осознать свое избранничество – вот задача монарха. Лишь свершив ряд благодеяний, наследник становится Монархом, наместником Бога на земле. Таким образом, превращение наследника в Монарха происходит только благодаря Закону.

И никому: ни народу, ни царю – нельзя проявлять Вероломства, то есть нарушать Закон. Иначе будут происходить все те несчастья, беспорядки, которые описывает Пушкин.

У поэта есть еще немало стихотворений, посвященных теме вольности. Некоторые из них мы здесь еще разберем. В 1818 году Пушкин пишет стихотворение-послание “К Чаадаеву”.

Это монолог, обращенный к определенному человеку. Стихотворение написано в духе оды “Вольность” и является как бы ее. продолжением. В конце послания поэт выражает надежду на то, что рано или поздно Вольность все-таки придет:

…Товарищ, верь, взойдет она. Звезда пленительного счастья, Россия вепря нет ото сна, И на обломках самовластья. Напишут наши имена!..

В 1823 году Пушкиным были написаны два стихотворения, посвященных все той же теме. Это “Птичка” и “Свободы сеятель пустынный…”. В первом поэт утверждает, что высшая ценность – свобода, а высшее счастье – даровать кому-то свободу:

…Я стал доступен утешенью, За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать?

Во втором стихотворении – “Сеятеле…” – Пушкин сравнивает народы со стадами овец, а поэта – с пастырем. Автор говорит, что если людям, как овцам, не нужна свобода, если они не понимают, что это такое, нечего и пытаться давать им ее:

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь.

Следующим размышлением Пушкина на эту тему стало стихотворение “Во глубине сибирских руд…”. Написано оно было в 1827 году, после неудачной попытки декабристского переворота. Уже казнены пятеро заговорщиков (Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол), а остальные сосланы в Сибирь.

Туда-то и отправляет Пушкин с женой декабриста Трубецкого свое стихотворение (второе название – “Послание в Сибирь”). Поэт уверяет своих сосланных друзей, что борьба велась не напрасно и свою роль в освобождении народа она еще сыграет:

…Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье… Поэт надеется, что: …Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

В 1828 году Пушкиным написано стихотворение “Анчар”. Тут автор противопоставляет гармонии, царящей в природе, дисгармонию в человеческом обществе:

…К нему и птица не летит, И зверь нейдет… …Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…

Это ли не пример тирании? Налицо явное подчинение одного человека другому, его порабощение. Но самое страшное заключается в том, что и князь, и, главное, слуга считают такое положение вещей вполне естественным.

Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, но “тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом”. Он приносит своему “непобедимому владыке” яд и умирает, однако князю безразлична его судьба, и

…князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

И заключительным стихотворением в условном цикле “Вольность” является “Памятник” (1836). В этом, одном из последних, своем стихотворении автор, как бы предчувствуя скорую смерть, подводит итог собственному творчеству и в том числе акцентирует наше внимание на своем тяготении к теме вольности. Он пишет, что “долго будет тем любезен” он народу, что “чувства добрые… лирой пробуждал” и, что главное, “что в свой жестокий век восславил… свободу и милость к падшим призывал…”.

На этом, как мне кажется, можно поставить точку в разговоре о вольнолюбивой лирике Пушкина, приведя напоследок следующие строки, которые имеют непосредственное отношение и к самому Пушкину, ибо, даже находясь в ссылке, он все равно продолжал писать стихи, неугодные царю, в том числе и вольнолюбивые:

…Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема “вольности” в лирике А. С. Пушкина