Тема урока: Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VI



Цель: Показать нравы и обычаи Запорожской Сечи, их влияние на казаков; продолжать подбор материала для сопоставления образов Остапа и Андрея; совершенствование навыков работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность; формировать умение устанавливать ассоциативные связи между разножанровыми произведениями искусства.

Оборудование: Репродукций картины И. Э. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”,

иллюстрации к повести Д. Шмаринова (гл. III-VI).

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

На доске 2 ученика пишут планы III, IV глав, 2 ученика – V, VI глав; с места несколько учащихся читают свои планы.

Рецензирование, коррекция планов всем классом.

2. Обсуждение законов, нравов и обычаев Запорожской Сечи

За что больше всего наказывали на Сечи? Почему законы были такими жестокими? Как это соотносится с “вечными истинами” и библейскими заповедями (“Не укради”, “Не убей”)?

3. Работа с репродукцией картины И. Э. Репина “Запорожцы пишут

/> письмо турецкому султану”

Худел. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Можно ли сказать, что на этой картине отражена одна из заповедей запорожцев? Можно ли составить представление в характере запорожцев, изображенных на этой картине?

4. Выступление ученика, проводившего словарную работу (“кошевой атаман”, “куренной атаман”, “ляхи”, “литавры”, “палица”). 5. Устное изложение-миниатюра – “Вхождение в образ”.

От имени Тараса Бульбы необходимо близко к тексту рассказать в боевой подготовке Остапа и Андрея. Уточняющие вопросы:

Почему из уст отца прозвучало: “Не Остап, а добрый, добрый таки воин!”? Почему Тарас настаивал на походе?

II. Формирование новых знаемый, умений и навыков.

Беседа с элементами текстологического анализа.

С кем воевало казацкое войско, отправившись в поход? В чем заключалась тактика запорожцев в бою под Дубной? Кто пришел ночью в казацкий лагерь? Как вы считаете, можно ли было отказать в хлебе для госпожи и ее матери?

Заключается ли в этом предательство? Собирался ли Андрей просто отнести еду умирающим от голода? Мучили ли его сомнения? Кто из лагеря казаков обратил ночью внимание на хождения Андрея?

Была ли госпожа уверена в том, что Андрей пришел на совсем? С чего собственно начинается измена Андрея? Почему Гоголь показал, что вслед за прибытием Андрея в осажденный город прибыла пища? (Измена состоит не в том, что хлеб принес (хлеб оказался ненужным), а в том, что от своих отрекся).

III. Подведение Итогов Урока С Использованием Приема
“Свободный Микрофон”.

К чему подводил нас Гоголь, рассказывая в законах и нравах Сечи? (Для автора главное – святость товарищества, ответственность перед обществом). Зачем Тарас так настаивает на различиях между Остапом и Андреем в бою? Что он имеет в виду прежде всего? (Умение Остапа думать в товарищах, об общей пользе и желании Андрея выделиться). Что стало причиной предательства Андрея?

Как Гоголь объяснял человеческую сторону его поступка? Можно ли понять и оправдать героя?

IV. Д Омашнее задание.

Читать главы VII, VIII, составить план. Выписать цитаты из главы VI – об Андрее, гл. VII – об Остапе; отметить в тексте VIII главы художественные особенности, характерные для фольклора; подобрать вопросы для “истолкователя” (“переводчика”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема урока: Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VI