Тема урока: Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VI

Цель: Показать нравы и обычаи Запорожской Сечи, их влияние на казаков; продолжать подбор материала для сопоставления образов Остапа и Андрея; совершенствование навыков работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность; формировать умение устанавливать ассоциативные связи между разножанровыми произведениями искусства.

Оборудование: Репродукций картины И. Э. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, иллюстрации к повести Д. Шмаринова (гл. III-VI).

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

На доске 2 ученика пишут планы III, IV глав, 2 ученика – V, VI глав; с места несколько учащихся читают свои планы.

Рецензирование, коррекция планов всем классом.

2. Обсуждение законов, нравов и обычаев Запорожской Сечи

За что больше всего наказывали на Сечи? Почему законы были такими жестокими? Как это соотносится с “вечными истинами” и библейскими заповедями (“Не укради”, “Не убей”)?

3. Работа с репродукцией картины И. Э. Репина “Запорожцы пишут
письмо турецкому султану”

Худел. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Можно ли сказать, что на этой картине отражена одна из заповедей запорожцев? Можно ли составить представление в характере запорожцев, изображенных на этой картине?

4. Выступление ученика, проводившего словарную работу (“кошевой атаман”, “куренной атаман”, “ляхи”, “литавры”, “палица”). 5. Устное изложение-миниатюра – “Вхождение в образ”.

От имени Тараса Бульбы необходимо близко к тексту рассказать в боевой подготовке Остапа и Андрея. Уточняющие вопросы:

Почему из уст отца прозвучало: “Не Остап, а добрый, добрый таки воин!”? Почему Тарас настаивал на походе?

II. Формирование новых знаемый, умений и навыков.

Беседа с элементами текстологического анализа.

С кем воевало казацкое войско, отправившись в поход? В чем заключалась тактика запорожцев в бою под Дубной? Кто пришел ночью в казацкий лагерь? Как вы считаете, можно ли было отказать в хлебе для госпожи и ее матери?

Заключается ли в этом предательство? Собирался ли Андрей просто отнести еду умирающим от голода? Мучили ли его сомнения? Кто из лагеря казаков обратил ночью внимание на хождения Андрея?

Была ли госпожа уверена в том, что Андрей пришел на совсем? С чего собственно начинается измена Андрея? Почему Гоголь показал, что вслед за прибытием Андрея в осажденный город прибыла пища? (Измена состоит не в том, что хлеб принес (хлеб оказался ненужным), а в том, что от своих отрекся).

III. Подведение Итогов Урока С Использованием Приема
“Свободный Микрофон”.

К чему подводил нас Гоголь, рассказывая в законах и нравах Сечи? (Для автора главное – святость товарищества, ответственность перед обществом). Зачем Тарас так настаивает на различиях между Остапом и Андреем в бою? Что он имеет в виду прежде всего? (Умение Остапа думать в товарищах, об общей пользе и желании Андрея выделиться). Что стало причиной предательства Андрея?

Как Гоголь объяснял человеческую сторону его поступка? Можно ли понять и оправдать героя?

IV. Д Омашнее задание.

Читать главы VII, VIII, составить план. Выписать цитаты из главы VI – об Андрее, гл. VII – об Остапе; отметить в тексте VIII главы художественные особенности, характерные для фольклора; подобрать вопросы для “истолкователя” (“переводчика”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема урока: Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VI