Тема урока Воспоминание о школе в рассказе М. М. Зощенко
Цель урока
Закрепить представления учащихся о юморе.
Материал для чтения
М. М. Зощенко “Пора вставать”.
Оборудование урока
Таблица “Словарь характеристик”.
Вопросы на доске для самостоятельной работы.
Принадлежности для рисования.
На данном уроке большую его часть занимает самостоятельная работа учащихся. Содержание текста несложное, не требует предварительной подготовки к чтению.
1. Самостоятельное чтение учащимися рассказа М. М. Зощенко “Пора вставать”
Учитель. Сейчас мы с вами познакомимся
Чтобы вам потом было легче на них ответить, делайте по ходу чтения пометки карандашом в тексте.
(Учитель открывает записанные заранее на доске вопросы, на которые школьники должны дать ответ в процессе чтения:
Этот текст – рассказ или стихотворение? Докажите свою точку зрения.
Кто главный герой произведения? Выберите из “Словаря характеристик” слова, которыми можно охарактеризовать главного героя. Найдите в тексте слова, подтверждающие
Есть ли в тексте юмор, или автор рассказывает о школьных проблемах серьезно? Найдите в тексте примеры.
4. Выберите точные слова, чтобы определить, какой это
Текст:
Грустный юмористический
Смешной поучительный
Забавный познавательный
Что хотел сказать автор, рассказав эту историю?
С каким чувством вы читали рассказ?
Во время самостоятельной работы учитель подходит к учащимся и наблюдает за процессом выполнения задания, помогает тем ребятам, которые испытывают затруднения.)
Можно провести эту работу и в другой форме – групповой, хотя совместная работа несколько ослабляет самостоятельность выполнения задания. Но, учитывая, что в учебной работе важна не проверка знаний, а результат, групповые формы выполнения заданий имеют преимущество над индивидуальными. Прежде всего, упрощается функция учителя, т. к. помощь слабым ребятам в группе в основном перекладывается на тех, кто посильнее.
Учитель же имеет возможность часть высвобожденного на уроке времени поработать индивидуально с теми ребятами, кто по болезни пропустил уроки: посадив рядом с собой за отдельную парту, оказать практическую помощь.
2. Обсуждение прочитанного текста
(Учащиеся высказывают свои мнения, доказывают, обосновывают каждую высказанную ими мысль. Если же между высказываниями отдельных ребят или групп возникли разногласия, учитель направляет дискуссионную работу учащихся: каждый раз отсылает их либо к данному тексту, либо к прочитанным ранее, а также к знаниям, полученным на предыдущих уроках. Таким образом закрепляется изученный материал.)
3. Выполнение рисунков по тексту
(В Оставшееся на уроке время можно предложить второклассникам нарисовать будильник, который изобрел главный герой рассказа. Таким образом учитель проверяет, как дети поняли “закон физики”, о котором автор упоминает в тексте, а также то, как они усвоили содержание рассказа.
В конце урока рисунки выставляются на доске и обговариваются.)
- Тема урока – Рассказ А. П. Платонова о школе Цели урока Формирование представлений учащихся о нравственном образце взаимоотношений двух близких людей: сына и матери. Знакомство учащихся с диалогом. Обучение детей чтению диалогов. Материал для чтения А. П. Платонов “Еще мама” (1я часть). Оборудование урока Записи на доске творческих находок детей. Словарь на доске. I. Закрепление изученного материала 1. Проверка домашнего задания (Ребята читают наизусть […]...
- Тема урока Стихи о школе В. Д. Берестова Цели урока Формирование представлений у учащихся об особенностях поэзии В. Д. Берестова. Знакомство с возможностью соотнесения изображенных в произведениях ситуаций с личными впечатлениями детей от школы. Закрепление представлений учащихся о поэзии. Работа над умением выражать чувства интонацией при чтении стихов. Материал для чтения В. Д. Берестов “Устный счет”, “Он руку над партою тянет и тянет…”, […]...
- Тема “маленького человека в рассказе М. Зощенко “Монтер” В рассказе М. Зощенко “Монтер” поднимается важная проблема несправедливого социального неравенства людей. Главный герой рассказа – монтер, работающий в провинциальном театре. Он честно выполняет свою работу, однако чувствует, что является всего лишь “техническим персоналом”. На общей фотографии, где присутствовал весь коллектив театра, Ивана Кузьмича Мякишева посадили с правого края, да еще и “сняли его вдобавок […]...
- Тема урока: Фразеологизмы (закрепление) (русский язык 6 класс) Ход урока На доске написаны слова: Сесть (на коня, в калошу). Впирать (мазь, очки). Повесить (голову, пальто). Учитель. Прочитайте слова. Сформулируйте к ним задание. Надо составить словосочетания из слов перед скобками И слов в скобках. Учитель. Составьте словосочетания из слов первого ряда. Сесть на коняг сесть в калошу. Учитель. Чем отличаются эти словосочетания I Первое […]...
- Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Рождественское чудо Тема урока : Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Рождественское чудо. Цели : 1. Образовательные: – Раскрыть центральные образы рассказа. – Провести лексическую работу над непонятными словами и выражениями. 2. Развивающие: 1 Развивать умение выделять эпизоды. 2 Развивать умение находить в тексте портретную характеристику персонажей. 3 Развивать умение соотносить прототип […]...
- Тема урока – Дружба, друзья, друг 1. Постановка учебных задач Учитель. Ребята, сегодня мы открываем новую главу нашего учебника. Прочитайте ее название. В ней мы прочитаем много интересных рассказов и стихотворений, которые помогут нам решить очень важную проблему: что такое дружба? Читая произведения, мы постепенно будем отвечать на следующие вопросы: Кого можно считать настоящим другом? Каковы основы настоящей дружбы? Какими чувствами […]...
- Тема урока А. П. Платонов “Еще мама” Цели урока Знакомство учащихся с возможностью автора передать в портрете героя главные черты его характера. Продолжение наблюдений над языковыми художественными средствами рассказа. Работа над выразительностью чтения диалогов. Обучение детей пересказывать текст по плану. Материал для чтения А. П. Платонов “Еще мама” (3я и 4я части). Оборудование урока Детские рисункикомиксы. Таблица “Словарь характеристик”. I. Проверка домашнего […]...
- Тема урока: “Словацкая Сказка “У Солнышка в Гостях” Цели: Научить детей понимать содержание книги и выражать свое отношение к происходящему; пересказывать текст. Оборудование: Книга “У солнышка в гостях”, аппликации с изображением персонажей сказки, цветные карандаши, альбомные листы, пластилин. ХОД УРОКА Слово учителя (с элементами беседы) Сегодня мы почитаем словацкую сказку “У солнышка в гостях” , но перед этим постараемся запомнить с помощью вот […]...
- Тема урока – Надо ли иметь чувство юмора? Разыгрывание сценок по стихотворению А. А. Милна “Непослушная мама” П. Работа над новым материалом 1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач Учитель. Ребята, скажите, вам нравятся юмористические рассказы и стихи? Чем нравятся? Дети. – Они смешные, забавные. Их легко читать. Они поднимают настроение. С юмором можно решать серьезные вопросы и проблемы. Учитель. Верно, и хорошо, […]...
- Тема урока: Словосочетание (русский язык 6 класс) Ход урока 1- Мобилизующий этап На доске написаны слова: Пос. дигь, чу…стительное, лор-жаться, в т…плице, сер…це. вс. гда. Учитель, Прочитайте слова вслух. Соедините между сси бой те с л оно, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Назовите первую пиру слов. Можно соединить слово посадить в теплице. В них пропущена безударная гласная. В корне сад – слова […]...
- Тема урока – Образ отца в художественных произведениях Цель урока Осознание учащимися роли отца в воспитании сыновей. Материал для чтения 1.В. К. Железников “Солдат на посту”. 2. Н. А. Некрасов “Крестьянские дети”. Оборудование урока Портрет Н. А. Некрасова. 1. Вступительное слово учителя Учитель. Мы продолжаем читать рассказы и стихи о самых родных людях – о мамах и папах. Мы уже говорили о том, […]...
- Тема урока – Сопоставительный анализ поэзии и прозы Цели урока Сравнительный анализ изображения картин осени в поэзии и прозе. Закрепление представлений детей о поэзии и прозе, о теме художественного произведения. Продолжение работы по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в “рисующих” словах и выражениях. Обучение детей чтению текстов в музыкальном сопровождении. Материал для чтения “Осень” (по С. Т. Аксакову). Оборудование урока Фонозапись […]...
- Какой вопрос о взаимоотношении людей ставит автор в рассказе, какие приемы помогают понять позицию автора? (по рассказу М. Зощенко “Стакан”) Рассказ М. Зощенко “Стакан” (1923), на первый взгляд, очень “легкий” и непринужденный. Однако он затрагивает важные проблемы во взаимоотношениях между людьми – вопросы воспитания, такта, доброго отношения друг к другу. Писатель показывает, что мещанство настолько сильно проникло в человека, что не оставило в нем ничего человеческого. Герои “Стакана” на первое место ставят собственнические мелочные интересы, […]...
- Тема урока. Работа над сочинением по картине Картина И. И. Левитана “Золотая осень” Цель урока Формирование у учащихся навыков словесного описания картин художников. Подготовка детей к написанию сочинений. Материал для чтения В. А. Сухомлинский “Я хочу сказать свое слово” Оборудование уроков Картина И. И. Левитана “Золотая осень”. Таблица “Словарь настроений”. Урок 21й I. Работа над новым текстом 1. Вступительное слово учителя, сообщение темы урока, постановка учебных задач Учитель. […]...
- Тема урока – Основы настоящей дружбы. Какие они? Цель урока Подведение учащихся к пониманию настоящей дружбы и ее основных качеств. Расширение представлений учащихся о способах художественного изображения жизненных ситуаций и чувств человека. Закрепление представлений учащихся о стихосложении и его основных правилах. Материал для чтения Я. Л. Аким “Друг”, “Вот как получилось…”. Оборудование уроков Таблица “Словарь настроений”. Карточки с текстами (раздаточный материал). I. Проверка […]...
- Тема урока: Заработная плата Вид урока : изучение нового материала. Цели урока : 1) образовательные: Повторить и закрепить ранее изученный материал (понятие рабочего времени и времени отдыха, виды отпусков); Изучить системы оплаты труда; 2) воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам права; 3) развивающие: развитие речи, внимания, памяти, логического Мышления и творческого воображения, развитие умения Анализировать полученную информацию, сравнивать объекты […]...
- Технологическая карта урока коми языка в 1 классе. Тема урока: Пызан сайын Технологическая карта урока коми языка в 1 классе. Тема урока: Пызан сайын. Составитель Малышева Е. Ф Мог: Сетны велöдчысьяслы позянлун вочавидзны юалöмъяс вылö; Артмöдны серникузяяс сетöм тема серти; Кужны сернитны ерткöд тайö тема серти. Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 1 Фонетическая разминка. Актуализация знаний, формулирование темы и цели(задач) урока Видзаоланныд! Заводитам коми […]...
- Тема урока. Буквы А, О в корнях – кас – кос-, – лаг – лож- Цели: продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно; совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне; продолжить работу над развитием связной речи; воспитывать Внимание к языковым явлениям в русском языке – чередованию гласных в корне. Оборудование: таблицы “Незаконченное предложение”. ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания Выборочная проверка упражнений. II. Актуализация опорных […]...
- Тема урока. Текст и его основные признаки Цели: углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, расширять кругозор учащихся. оборудование: таблицы понимания (рм); карточки для работы в 4 группах. Ход урока I. Опрос по домашнему заданию Сообщения учащихся […]...
- Тема урока – Смешные житейские истории Цель урока Закрепление представлений учащихся о юморе и юмористических рассказах. Материал для чтения А. А. Милн “Непослушная мама”. Оборудование урока Иллюстрация к тексту. “Словарь настроений”. I. Проверка домашнего задания Разыгрывание сценок по стихотворению Э. Н. Успенского “Все в порядке” (Учащиеся делятся на группы по три человека, и каждая тройка разыгрывает сценку у доски. Сценки обсуждаются […]...
- Урок по изобразительному искусству. 2 класс. Тема урока: Изображаем осеннюю природу Цель урока: познакомить учащихся с произведениями художников, музыкантов, поэтов на осеннюю тематику, научить изображать пейзаж. Задачи урока: сформировать умение скомпоновать на листе бумаги свою композицию; развивать творческие способности учащихся, наблюдательность; воспитывать патриотические и эстетические чувства через художественные произведения, изобразительное искусство и литературу. Оборудование : Картина И. Левитана “Золотая осень”, фонограммы. Тип урока: интегрированный. Тезис: “У […]...
- Тема урока: Несовершеннолетние и Трудовой кодекс Цели урока : 1) Образовательные : 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятия “гарантии”, “компенсации”, “льготы”, их содержание, круг Лиц, на которых они распространяются; содержание гарантий, Компенсаций и льгот для лиц, работающих на Крайнем Севере); повторить ранее изученное в школьном курсе “Обществознания” понятие и правовое положение Несовершеннолетнего; 2) познакомиться с понятиями дееспособность в трудовом […]...
- Тема урока: Персональные данные Вид урока : изучение нового материала. Цели урока : 1) Образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (охрана Труда, система охраны труда); 2) изучить понятия персональные данные работника, Обработка персональных данных работника, усвоить механизм Сбора, хранения и защиты персональных данных; 2) Воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам права; 3) Развивающие: Развитие речи, внимания, памяти, […]...
- Тема урока: Государственно-правовое регулирование правоотношений работника и работодателя Вид урока : изучение нового материала. Цели урока : 1) Образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (правовое Положение несовершеннолетнего в трудовом праве); 2) изучить систему трудовых правоотношений и ее Государственно-правовое регулирование; определить роль и Значение государства в трудовых правоотношениях; 2) Воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам права; 3) Развивающие: Развитие речи, внимания, памяти, […]...
- Тема урока. Повторение темы “Имя прилагательное” Цели: вспомнить правила орфографии по темам “Имя прилагательное”, “Имя существительное”; обучать работе с диктантом-переводом; вырабатывать чутье к языку, способствующее усвоению правил орфографии и пунктуации; обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному краю. Ход урока I. Опрос по домашнему заданию 1. проверка знаний орфограмм Проверка знаний орфограмм по темам “Имя существительное”, “Имя прилагательное” по системе “змейка”. […]...
- Тема урока: Великие русские поэты Цели: Углубить знания учащихся о великих национальных поэтах, развивать поэтический слух, учить замечать сходство и различие в произведениях, воспитывать языковое чутье, любовь к Родине. Оборудование: Выставка книг, портреты писателей, иллюстрации, репродукция с картины И. Левитана “Осень”. ХОД УРОКА Слово учителя (с элементами беседы) Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну поэзии, познакомимся с […]...
- Тема урока – Обобщение представлений учащихся о месте и значении отца в жизни каждого человека Цели урока Обобщение представлений учащихся о месте и значении отца в жизни каждого человека. Продолжение работы над темой художественного произведения. Закрепление представлений второклассников о способах изображения переживаний человека в этическом тексте. Отработка навыков выразительного чтения диалогов. Материал для чтения А. И. Приставкин “Портрет отца”. I. Проверка домашнего задания (Учащиеся продолжают работу, начатую на предыдущем уроке: […]...
- Анализ рассказа М – Зощенко “Нервные люди” Разное Зощенко М – М – Сочинения Подготовка к ЕГЭ: Анализ рассказа М. Зощенко “Нервные люди” Разное Зощенко М. М. Сочинения В рассказе “Нервные люди” простым сатирическим языком описан быт и взаимоотношения людей, по воле судьбы вынужденных делить вместе Жизнь под крышей коммунальной квартиры. Автор емко и понятно описывает ситуацию, когда незначительная деталь может привести к фатальным последствиям, если люди дают волю […]...
- Конспект урока на тему “Площадь параллелограмма” Мишукова Л. А., учитель математики, МОУ Красненская СОШ Тема урока : Площадь параллелограмма Тип урока: урок закрепления и применения полученных знаний на практике. Цели урока: продолжить отработку навыков решения задач на нахождение площади параллелограмма; способствовать развитию внимания, мышления и познавательной активности учащихся, интереса к предмету; развивать навыки работы с интерактивной доской; воспитывать культуру общения и […]...
- Герой-обыватель в произведениях Зощенко Герой-обыватель в произведениях М. М. Зощенко Михаил Михайлович Зощенко, один из величайших писателей XX века, был мастером рассказа. В своих произведениях он не навязывает читателю собственную точку зрения, доверяя повествование рассказчикам. Главный герой рассказов Зощенко – обыватель, человек, ведущий тихую незаметную жизнь. Он – один из многих, интересующийся только собой, равнодушный к окружающему миру. Такой […]...
- Все мы немножко ангелы Цель урока – посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л. С. Петрушевской. Урок основан на технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Газета “Первое сентября” на своих страницах представляла эту технологию, начиная с 2001 года. Оборудование урока. Каждому я раздаю по две таблицы, они […]...
- План-конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи План-конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель урока : формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве. Задачи урока: -воспитывать нравственно-эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния […]...
- Конспект урока английского языка “Школьные предметы” ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙКОГО ЯЗЫКА Учитель: Чунаева О. Б. – учитель английского языка Школа, класс: ГОУ СОШ №1297 4 класс “б” Дата: 19.10.2015 Тема урока: “Школьные предметы” Тип урока: “Урок применения знаний, навыков и умений” Место урока (в цепи уроков): Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков Цели урока: 1) практическая цель – совершенствование […]...
- Тема урока. Анализ контрольной работы – обучение дифференциации ошибок Цели: продолжить обучение дифференциации ошибок; используя схему работы над ошибками, формировать навык анализа ошибок; используя инновационный элемент “чтение с остановками”, нацелить учащихся на негативное отношение к ошибкам, прививая желание предупреждать их появление. ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания Заслушивание устных изложений текста научного стиля. II. Актуализация опорных знаний Словарный диктант Запишите слова в столбик. Подберите […]...
- Тема праведничества в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Оборудование 1. Словарь к уроку: Духовность, праведник, праведничество, характер. 2. Портрет А. И. Солженицына, иллюстрация к рассказу. 3. Магнитофон (запись финала рассказа). На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрену считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот […]...
- Тема урока: Ровена и Ребекка – две разные судьбы Цель: проанализировать образы Ровены и Ребекки, формировать исследовательские навыки, учиться составлять план сравнительной характеристики образов, умение анализировать материал; развивать устную речь, умение систематизировать материал; воспитывать уважение к женщине. Ожидаемые результаты урока: после этого урока ученики смогут характеризовать образы Ровены и Ребекки, аргументировать ответ примерами и цитатами из текста, составлять план сравнительной характеристики персонажей, применять исследовательские […]...
- Тема урока – Забота взрослых… Нужна ли она детям? Оборудование уроков Портрет К. Д. Ушинского. “Словарь характеристик”. Иллюстрация в учебнике. Урок 65й I. Минуты поэзии (Дети читают наизусть стихотворения о зиме.) П. Подведение итогов 1. Обобщающая беседа с учащимися Учитель. Сегодня мы заканчиваем третью главу учебника. Что вы узнали о роли взрослых, самых близких и родных людей, в жизни маленьких детей? Дети. – Взрослые […]...
- Тема урока: Гражданский правовой договор Вид урока : изучение нового материала. Цели урока : 1) Образовательные: Повторить и закрепить ранее изученный материал (понятие индивидуальный предприниматель, особенности правового статуса работника, заключившего трудовые правоотношения с индивидуальным предпринимателем); Познакомиться с различиями понятий “трудовой договор” и “гражданский правовой договор”; отграничить гражданско-правовой договор, связанный с выполнением работ от трудового договора; 2) Воспитательные: 1) воспитание отношения […]...
- Тема урока. Развитие речи. Изложение (с творческим заданием) текста повествовательного характера Цели: познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника; проверить уровень сформировано коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения, иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. […]...
- Тема урока: Локальные нормативные акты, регулирующие трудовой распорядок Цели урока : 1) образовательные: Повторить и закрепить ранее изученный материал (рабочее время и время отдыха, системы оплаты труда); Изучить понятия локальный нормативный акт, порядок его принятия, его структуру; трудовой распорядок; 2) воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам права; 3) развивающие: развитие речи, внимания, памяти, логического Мышления и творческого воображения, развитие умения Анализировать полученную информацию, […]...