Тема урока. Урок вежливости

Цель
: раскрыть содержание этикета, целесообразности его соблюдения; ознакомить с правилами культуры поведения за столом, формировать этические навыки; выучить словарь вежливых слов; воспитывать почтительное отношение к старшим членам семьи и чужих людей; ознакомить учеников с требованиями к ежедневной речи (чистота, выразительность, четкость); выявить с детьми недостатки в собственной речи (лишние слова, слова-паразиты); воспитывать любовь к родному языку. Оборудование: стих “Мокрица”, иллюстрации к сказкам, правилу вежливости. Девиз урока: “Посеешь поступок – вырастет привычка”. Ход урока
I.

Актуализация опорных знаний – Договорились как-то Андрей, Миша, Аленка и Наташа провести вместе воскресенье. Начался дождь, и Наталка пригласила всех к себе домой. – И нет,- говорит Андрей,- лучше по домам.

Мне хочется почитать… – У нас почитаешь,- сказала Наташа. – А мне уже и есть хочется,- говорит Аленка. – У нас покушаем, – ответила Наташа. – А мы твоим дома не будем мешать?

– спрашивает Миша. – А их никого нет. В гости поехали,- сказала Наташа…

Зашли в дом. Дети сразу принялись разуваться. Наташа увидела и говорит: – Не надо, гости заходят обутые. – Так у вас же убрано,- говорит Аленка. – Не беда, – говорит Наташаа.

– Уберется еще раз… (а кто убирает у них – она не сказала!). Все-таки никто Наташу не послушал. А когда зашли в комнату, зазвонил телефон.

(У Наташи, знаете, есть дома телефон). Бросилась Наташа к трубке и… и зашел веселый разговор, так как звонила подруга. Наташа только махнула друзьям рукой, дескать, садитесь, чего стоите.

Андрей долго не усидел. Подошел к книжному шкафу, хотел из-за стекла вынуть книгу.

Наташа трубку отклонила и говорит: – Мы тех книжек не берем. Это для красоты. Я сейчас тебе сама какую-нибудь найду. Да и снова принялась в трубку щебетать: – Это ко мне друзья пришли.

Сейчас буду их угощать пирогами, мама утром напекла. Жаль, что ты далеко… Долго еще Наташа рассказывала своей подруге о гостях, о пирогах, о том, что мама вчера так убрала в доме, что все аж блестит, и о кино по телевизору, и о кактусе на окне, и о гусях на дворе…

В конце концов, Наташа кладет трубку и говорит: – Сейчас будем есть пироги, выпьем сок. Хорошо? Дети согласились, но снова звонит телефон. Это уже другая подруга, но и ей Наталка рассказывает все то, что и первой.

В перерыве между двумя фразами успевает сказать Аленке: – Принеси из кухни пирог, чашки, сок…

– А чем застлать стол? – спрашивает Аленка. – Ай, обойдется,- сказала Наташа и снова возвращается к телефону. Когда закончила разговор, стол уже был накрыт, все ждали хозяйку. Только взялись за пирог, как снова зазвонил телефон…

Когда Наташа закончила говорить, дети поели пирог, попили сок, убрали после себя и собрались уже идти домой. – Благодарим, – сказали… Может, и Наташа сказала бы им “на здоровье”, но снова зазвонил телефон. Она только и сказала: – Это из-за него у нас пропало воскресенье… – А что бы ты сделал на месте Наташи? – Умеет ли Наташа приглашать к себе друзей?

– Умеет ли ценить мамину работу? – Умеет ли беречь время – свое и друзей? – Умеет ли она правильно вести себя с телефоном? II. Сообщение темы урока Как ты поступишь, если: … к тебе пришли гости, а позвонил товарищ?

… товарищ любит долго говорить по телефону? … пришли друзья, а ты не знаешь, как накрывать на стол? Памятка 1) Когда ко мне приходят гости, я уделяю им внимание. 2) Учусь у мамы накрывать на стол.

3) Не болтаю напрасно по телефону. Работа над темой урока 1. Работа над стихом.

Мокрица Раз Мокрицу пригласили В Белую, в гости, на свадьбу. Как обрадовалась здесь Мокрица И как бросится с порога! Выскочила на дорогу И… спутала все ноги.

Все сто ног! Плохи дела: Где здесь левые? Где здесь правые?

А передние где? А задние? Разберись в том беспорядке! Принялась Мокрица Прямо посреди дороги Упорядочивать ноги: Распутала первую, пятую, Потом третью и девятую, Двадцать вторую и двадцать шестую, Потом… все пошло не просто, Так как, когда нашла тридцатую, Уже забыла о двадцатой, А пока ее искала, Пятая снова где-то пропала!

И Мокрица ругается: “Проклятая! Стой!

А где же эта сорок пятая?”. Так задерганная Мокрица, Перепутывая ноги, Считала, пока Белая Вся, как есть, позеленела. А Зеленую же Мокрицу Не приглашали.

И с дороги Должна была она возвращаться К своему дому.

– Вежливая ли была Мокрица? – Как бы вы поступили на ее месте?

– Как нужно вести себя в гостях? 2. Работа над материалом учебника. – Рассмотрите иллюстрации. К какой они сказке? Работа с учебником.

1) Чтение отрывка сказки. 2) Рассказ учениками сказки в целом. 3) Вывод. 3. Обсуждение содержания и формы обращения для приветствия именинника.

4. Ознакомление с правилами для тех, кто идет в гости. 5. Чтение стихов В. Бутрим, обсуждение сюжетов и поучительной идеи. Как мышонок себе друзей выбирал Мышонок – выбирал себе друзей И обратилось к коню, Который щипал травку на лугу: – Хочешь, будем дружить?

Я в конюшне стану жить, Будешь меня защищать, Овсом друга угощать! Конь отказался: “Мышонок – Друг не лучший для коня”. Мышонок Подался к корове: – Ты еще лучше коня, Так как рогатый ты скот. Хочешь, будем дружить?

Я приду к тебе жить, Будешь меня защищать, Сыром, маслом угощать. А корова грозно: “Нет! Прочь, не нужен ты мне!”.

Мышонок – к свинье: – Хочешь будем дружить? Ты дашь еды мне, Пустишь в свинарник жить, Будешь Защищать от кошки. Отвернулась и от мышки: – Друг такой – не для свиньи! Прочь!

Не нужен ты мне. Едва не плачет мышонок: – Раз у меня силы мало, То и корова, и свинья, и конь – все меня прогнали! Здесь воробышек: “Брось тосковать!

Хочешь, будем дружить? Вместе от котов убегать?”. Мышонок ему спесиво: “Тоже мне! Какой ты друг?!

Ты гроза лишь для мух!”. Мышонок-Силы мало Друзей долго еще искал. Отвечали отказом все ему. Как думаете, почему?

Настоящие Друзья В дубраве зайчик жил. Он с белкой дружил. Белочка грибы ищет, Зайчик ей помогает. Это кисличку ей подаст: “Белочка, делай запас!”.

То подаст сосновую шишку Понесет в зубах орешек. Раз в яму он упал, Шансов выбраться не имел. Как увидела это белка, Враз схватила длинную ветвь и говорит зайчику: “Хватайся, Крепко зубками держись!

Я позову на помощь – Белок Бетю, Яну и Гогу!”. Зайчик даже не боялся: В друзьях он не сомневался. И маленькие белки скоро Зайца вытянули вверх!

Настоящие друзья из беды Выручат тебя всегда! И, чтобы верных друзей иметь, и о них нужно заботиться! О Сирке Сирко – тоскует, Что с ним никто не дружит. Подходит сбоку кот Мурко: “Давай поиграем!”.

Сирко Сердито гаркнул на кота: “А, ну, исчезни, мелкота! Чтобы я с котами игрался? “. Кот мяукнул: “Прочь подался”. А со временем петух подлетел, С Сирком поиграть хотел.

Сирко и петуха, как кота, прогнал да и еще и обгрыз хвост. Тот запел: “Кукареку! Позор озорнику Серку!”. Соседскому Пирату Сирко был очень рад.

Соревноваться начали. Забег – Сирка соперник победил! Сирко начал кусаться: “С таким не хочу играться! “. Лежит и снова тоскует, Что с ним никто не дружит: “Как неинтересно жить! Не с кем дружить!

Такие плохие все! Почему?”. А что сказали бы вы ему?

IV. Итог урока
– Понравился ли вам урок? – С чем новым и полезным вы познакомились? V. Домашняя задача
1) Обработать учебник.

2) Подготовить небольшой рассказ “Если ко мне пришли гости”. 3) Подобрать пословицу о дружбе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема урока. Урок вежливости