Тема урока. Строение ядра атома. Изотопы
Тип
Урока
:
Усвоение Новых Знаний. Цель
Урока
:
Сформировать Понятие О Нуклонах, Дать Определения изотопа, Химических Элементов, Ознакомить Учащихся с Ядерным Взаимодействием. План урока
Этапы | Время | Приемы и методы |
I. Проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний учащихся | 5-10 Мин | Ответы с места и у доски; беседа; физический диктант |
П . Изучение нового материала | 15-20 Мин | Пояснения учителя; записи на доске и в тетрадях |
III. | 15 мин | Самостоятельная работа учащихся |
IV. Домашнее задание | 1-2 Мин | Комментарий учителя; записи на доске и в дневниках |
Ход урока
I
.
Проверка
Домашнего
Задания
;
Актуализация
Опорных знаний
Учащихся
Вопросы для организации беседы
– Что такое атом? – Что входит в состав атома? – Кто впервые доказал “делимость” атома? – В ходе каких опытов было установлено существование электрона? – В чем суть модели атома Дж. Томсона? – Почему модель атома Томсона не была принята
– Кто исследовал внутреннюю структуру атома? – В чем суть опыта Резерфорда? – Почему отклонялись а-частицы в опыте Резерфорда?
– Что из себя представляют а-частицы? – Какую модель атома предложил Э. Резерфорд?
Физический диктант
Проводится по пособию [4]. II
.
Изучение
Нового
Материала
Оказалось, что даже такой микрообъект, как ядро, тоже состоит из более мелких частиц – протонов и нейтронов. Общее название протона и нейтрона – Нуклон (от лат. Nucleus – ядро).
Основное отличие между ними заключается в том, что протон обладает положительным электрическим зарядом, по модулю равным заряду электрона, а нейрон электрически нейтрален.
Заряд ядра ( Z) Равен числу протонов в ядре и совпадает с порядковым номером элемента в периодической системе Менделеева. Массовое число A, Определяющее атомную массу элемента, равно сумме чисел нейтронов N И протонов Z В ядре: A = Z + N. Любой химический элемент можно записать в видег Z A Х.
Например, GНе
, g28U. Задания классу
1. Вместо букв Z Ш
A Проставьте соответствующие числа: Z A А1
, Z A В. 2. Определите, сколько нуклонов в ядре атома Li; сколько протонов и сколько нейтронов в ядре атома азота; сколько электронов на оболочке. Как возможно совместное и столь близкое сосуществование в ядре протонов – частиц, заряженных одноименным зарядом? Дело в том, что их удерживают самые “крепкие” силы в природе – Ядерные. Они в 100 раз превышают кулоновские силы отталкивания между протонами.
Ядерные силы действуют на очень малых расстояниях, сравнимых с размером атомного ядра (~10~1Б м], и на все нуклоны в ядре. Такая протонно-нейтронная модель атомного ядра была предложена в 1932 г. физиками Д
. Иваненко и В.
Гейзенбергом. В каждой клетке таблицы Менделеева располагается несколько атомов-“близнецов” одного элемента, ядра которых имеют одинаковое число протонов, но разное число нейтронов. Такие ядра называют Изотопами.
Химические свойства изотопов одного и того же элемента одинаковы, а вот ядерные – разные. Так, в природе существует водород: !Н
– протий, ?Н
– дейтрий, J
H – тритий, J
H – изотоп водорода, открытый в 1963 г. III
Закрепление
Нового
Материала Самостоятельная работа
1. Чему равен заряд ядра? А
Заряду атома Б
Заряду электрона В
Заряду всех электронов Г
Н
Е имеет заряда 2.
Как заряжены протоны? А
Положительно Б
Отрицательно В
Н
Е имеют заряда Г
Зависит от вида атома 3. В состав ядра входят: А
Протоны Б
Нейтроны В
Протоны и электроны Г
Протоны и нейтроны 4.
Какими силами удерживаются в ядре протоны и нейтроны? А
Гравитационными Б
Ядерными В
Электрическими 5. Расстояния, на которых действуют ядерные силы: А
Больше размера ядра Б
Гораздо меньше размера ядра В
Сравнимы с размером ядра 6. Число нуклонов в ядре 94 Ве
Равно: А
9 Б
4 В
5 Г
13 7. Число нейтронов в ядре ®Ве
Равно: А
9 Б
4 В
5 Г
13 8.
Число протонов в ядре 94 Ве
Равно: А
9 Б
4 В
5 Г
13 9. Масса протона примерно равна массе: А
Электрона Б
Нейтрона В
100 г Г
1 а. е. м. 10. Масса нуклона примерно равна: А
Электрона Б
Нейтрона В
100 г Г
1 а. е.
М. 11. Число протонов в ядрах изотопов: А
Одинаково Б
Различно 12.
Число нейтронов в ядрах изотопов: А
Одинаково Б
Различно Ответы: 1.
В. 2. А
. 3.
Г.
4.
Б. 5.
В.
6. А
. 7.
В. 8.
Б.
9. А
. 10.
Г. 11. А
. 12.
Б. IV
Домашнее
Задание
Выучить теоретический материал урока.