Тема урока – Сопоставительный анализ поэзии и прозы

Цели урока

Сравнительный анализ изображения картин осени в поэзии и прозе.

Закрепление представлений детей о поэзии и прозе, о теме художественного произведения.

Продолжение работы по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в “рисующих” словах и выражениях.

Обучение детей чтению текстов в музыкальном сопровождении.

Материал для чтения

“Осень” (по С. Т. Аксакову).

Оборудование урока

Фонозапись музыкальной пьесы П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня”.

Картины художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова “Золотая осень”.

I. Минуты поэзии

(Учащиеся читают наизусть стихотворения, объясняют, почему они выбрали этот текст для заучивания, чем он им нравится.

Для повторения учитель дает школьникам дополнительное задание: доказать, что прочитанный текст является стихотворением.)

П. Работа над новым материалом

1. Вступительное слово учителя, постановка учебных задач

Учитель. Сегодня мы будем читать прозу: отрывок из рассказа Сергея Тимофеевича Аксакова “Осень”.

Сейчас вы его прочитаете и определите, к какому из прочитанных стихотворений об осени этот текст близок по настроению. Найдите в тексте доказательства.

2. Ознакомление учащихся с текстом

(Учащиеся самостоятельно читают текст с карандашом в руках, после чего обмениваются впечатлениями.)

Дети. – Я считаю, что этот рассказ близок по настроению к стихотворению Бальмонта “Осень”: в нем автор также передает грусть, тоску.

– Я тоже согласен с этим: в рассказе изображены серые, скучные картины осени, и от этого у автора тяжело на душе.

3. Повторное чтение текста. Поиск в нем слов, рисующих чувства и настроения автора

Учитель. А теперь посмотрим, отчего у автора тяжело на душе: какие картины осени он рисует и с какими чувствами. Прочитайте первый абзац текста.

(Ребята читают текст вслух, находят картины осенней природы, соотносят их со “Словарем настроений”, выбирая оттуда слова, определяющие чувства и настроения автора.)

Слова и выражения из текста

“Осень, глубокая осень!”

“Серое небо, низкие, тяжелые, влажные

Облака…”

“…голы и прозрачны… сады, рощи, ле

Са”

“Старые деревья давно облетели…”

“увядшие листья”

Учитель. А теперь прочитаем второй абзац и посмотрим, так ли уж безотрадна картина осени.

(Ребята читают текст, выбирают слова и выражения:

“Ярко выступают”;

“сквозь красноватую сеть березовых ветвей”;

“вечнозеленые… помолодевшие ели и сосны”;

“освеженные”.

Учащиеся приходят к выводу, что эта картина более яркая, но, хотя она и вносит в повествование свежую и бодрящую струю и несколько приподнимает настроение, таким оно остается ненадолго: прежние чувства – грусть и тоска – овладевают автором, и он заканчивает рассказ словами: “…холодным воздухом и влажными ночными туманами”.)

4. Работа над темой произведения, подбор заглавий

Учитель. А теперь давайте еще раз вернемся к тексту и определим, что в нем главное.

Дети. – Картины поздней осени.

– Автор показал, какая это скучная и неприятная пора.

Учитель. А теперь придумайте свои названия к этому рассказу.

(Ребята подбирают названия:

“Поздняя осень”.

“Осенний пейзаж”.

“Слезы осени”.

“Глубокая осень”.

“Осенняя печаль”.

“Скучная картина”.

“И скучно, и грустно”.)

Учитель (записывает придуманные учащимися заглавия на доске). А теперь давайте выберем из этих заглавий такие, которые рассказывают об отношении автора к повествованию.

(Ребята называют:

“Слезы осени”.

“Осенняя печаль”.

“Скучная картина”.

“И скучно, и грустно”.

Учитель, обобщая ответы ребят, еще раз обращает их внимание на то, что в названии отражена тема рассказа, которая может быть более широкой и более узкой. Так, например в названиях “Осень”, “Осенний пейзаж” отражается широкая тема, а заглавия “Поздняя осень” или “Глубокая осень” обязывают тему повествования несколько ограничить: рассказать не об осени вообще, а о приметах, характерных только для этой поры.

Названия “Слезы осени”, “Осенняя печаль”, “Скучная картина”, “И скучно, и грустно” также относятся к узкой теме, ибо предполагают рассказ о таких картинах, которые вызывают чувства и настроения, указанные в названиях.

Такая работа над обсуждением тематики произведений поможет учащимся в подготовке и написании сочинений.)

5. Сопоставительный анализ поэзии и прозы

Учитель. А теперь, ребята, давайте сравним рассказ Аксакова “Осень” с другими прочитанными произведениями об осени. Что у них общее и что различается?

(Ребята еще раз вспоминают прочитанные произведения и отмечают, что все они об осени, об осенних картинах, хотя С. Т. Аксаков рисует позднюю осень, тогда как у А. С. Пушкина, И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта изображена золотая осень.

Ученики также обращают внимание, что произведения А. С. Пушкина, И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта – это стихотворения, т. е. поэзия, а рассказ С. Т. Аксакова – проза. Нашлись учащиеся, которые заметили, что в рассказе Аксакова, как и в стихотворениях, важное место отводится чувствам автора, которые он выражает через описание осенних картин.)

6. Соотнесение словесных и музыкальных образов

Учитель. А теперь давайте еще раз послушаем музыку Чайковского. Подумайте, какие из прочитанных вами текстов соотносятся с этой пьесой?

Почему?

(Учащиеся прослушивают пьесу П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” и обмениваются своими мнениями и впечатлениями.

Большинство детей определили в характере музыкального произведения легкую, светлую грусть, назвали музыку нежной, ласковой, задумчивой.)

Учитель. А теперь выберите из прочитанных текстов тот, который вы считаете созвучным по характеру с мелодией, и попробуйте прочитать его под музыку. Но вначале послушайте, как надо это делать, чтобы текст плавно ложился на музыкальное сопровождение.

(Учитель читает сначала стихотворения, затем прозу, показывает, что текст читается медленно, выразительно, плавно, между отдельными фразами делают паузы. Музыка должна звучать негромко, не заглушать чтение, а служить только фоном.

Дальше ребята пробуют читать под музыку сами. Учитель поправляет, подсказывает детям, дает конкретные советы, учит совмещать ритм и темп чтения с музыкой.

Детям очень нравится чтение под музыку, впоследствии оно станет излюбленным видом работы не только на уроке, но и на литературных праздниках.)

Домашнее задание. Выписать из прочитанных текстов об осени слова, которыми авторы рисуют небо, землю, деревья.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема урока – Сопоставительный анализ поэзии и прозы