Тема урока – Смешные житейские истории



Цель урока

Закрепление представлений учащихся о юморе и юмористических рассказах.

Материал для чтения

А. А. Милн “Непослушная мама”.

Оборудование урока

Иллюстрация к тексту.

“Словарь настроений”.

I. Проверка домашнего задания

Разыгрывание сценок по стихотворению Э. Н. Успенского “Все в порядке”

(Учащиеся делятся на группы по три человека, и каждая тройка разыгрывает сценку у доски. Сценки обсуждаются и оцениваются самими детьми.)

П. Работа над новым материалом

1. Сообщение темы урока.

Рассказ учителя о писателе А. А. Милне

Учитель. Сегодня мы будем читать еще один текст – стихотворение “Непослушная мама”. Написал его английский поэт Алан Александр Милн. Знаком ли вам этот писатель?

По каким произведениям?

(Ребята обмениваются мнениями. Если дети не назовут знакомую сказку, учитель поможет им своим рассказом.)

Учитель. Послушайте, я немного вам расскажу о писателе, и вы, конечно, догадаетесь, какую знаменитую сказку написал он для детей.

Милн Алан Александр (1882-1956 гг.) родился в незнатной, но обеспеченной семье. Он окончил математический факультет Кембриджского университета,

однако увлечение литературным творчеством оказалось сильнее. Милн начал писать стихи, пьесы (некоторые даже ставились на сценах театра), детективные романы.

Но настоящая слава пришла к нему, когда он написал сказку для детей. А дело было так: в его семье в 1920 году родился сын Кристофер Робин. Уже на первом году его жизни у сына появилась игрушка – плюшевый медвежонок, набитый опилками, потом – ослик, затем поросенок Пятачок, которые вскоре стали героями сказки…

Какой? Догадались?

Дети. “Винни-Пух и все все все”.

Учитель. А “все все все” – это игрушки Кристофера Робина, ему их покупали все больше и больше, и все они становились сказочными героями. Сначала сказка сочинялась отцом, а затем и подрастающий мальчик начал придумывать всякие истории о своих игрушках-героях, которые писатель вставлял в сказочный сюжет.

Сказка вскоре стала любимой среди детей многих стран. Любят ее и наши ребята. Поэт Борис Владимирович Заходер перевел сказку с английского языка, а режиссер-мультипликатор Федор Савельевич Хитрук снял по ней мультфильм, который полюбился как детям, так и взрослым.

А сейчас мы прочитаем стихотворение этого поэта. Но сначала рассмотрим иллюстрацию к тексту. Какое настроение изобразил художник?

(Ребята обмениваются мнениями.)

Учитель. Как вы думаете: рассказ об этих героях будет смешным или серьезным?

Дети. – Наверное, серьезным: у героев серьезные лица.

Они чем-то озабочены.

Наверное, у них что-то случилось.

Учитель. А теперь прочитайте название и определите, каким будет стихотворение: серьезным, смешным или грустным? Почему?

(Дети высказывают свои предположения.) Учитель. Давайте послушаем текст и посмотрим, угадали ли мы настроение стихотворения.

2. Чтение текста учителем

3. Беседа после чтения

(Дети обмениваются впечатлениями от стихотворения по вопросам учителя:

Какое это стихотворение по настроению? Почему?

Кого из героев можно назвать странным? Чем необычно его поведение?

А какое отношение к героям было у вас: вы сердились на них или вам было смешно? Когда?

А когда, после каких слов вы начали понимать, что это стихотворение смешное? Найдите эти слова в тексте.

4. Повторное чтение текста

Учитель. Попробуйте найти слова, содержащие юмор. (Дети находят:

“…Маленький Джим, Смотрел за Упрямой, Рассеянной мамой Лучше, чем мама за ним“.

“Помни, что Ездить одна

В город

До самого

Дальнего края

Ты без меня не должна“.)

Учитель. А почему вы решили, что в этих словах содержится юмор? Разве здесь говорится не о серьезном?

Дети. – Юмор в том, что эти слова говорит не мама сыну, а, наоборот, сын маме.

Если бы эти слова говорила мама сыну, тогда было бы серьезно.

Обычно мамы своим детям запрещают одним ездить в город, а здесь все наоборот, и это получается смешно.

Учитель. Прочитаем слова мальчика так, как записан текст: после каждой строчки делаем небольшие паузы. Посмотрим, что у нас получится.

(Ребята читают вслух.)

Учитель. Как вы думаете, почему автор так записал текст?

Дети. – Наверное, чтоб каждая строчка звучала убедительно.

И “приказательно”: ведь мальчик говорит маме строгим тоном, убеждает ее не ездить.

А когда люди хотят в чем-то убедить кого-то, они произносят почти каждое слово членораздельно.

Учитель. Удалось ли сыну убедить маму? Прочитаем.

Дети. – Нет, не удалось: она была очень упряма.

– Она надела “свой самый красивый наряд” и уехала.

Учитель. А как нам автор подчеркивает в тексте, что

Мама была очень упряма?

Ученик. Он повторяет это слово в тексте подряд три раза:

“Но очень Упряма

Была его мама.

(Так люди о ней говорят.)

Упрямая мама

Надела Упрямо

Свой самый

Красивый наряд”.

Учитель. И что же произошло от такого упрямства?

Ученик. Мама потерялась.

Учитель. Давайте прочитаем еще раз и посмотрим, как об этом пишет автор: смешно или серьезно?

(Ребята читают, отвечают на вопрос.)

Дети. – Автор пишет об этом как будто серьезно: все обеспокоены пропажей матери Джима, даже король и вся его свита.

Учитель. А как вы понимаете слово “свита”? Дети. – Это приближенные короля.

Это слуги при дворе, которые всегда сопровождают короля и выполняют все его указы.

На иллюстрации художник нам показал короля с королевой и их свиту – министра, советника, фрейлину. Они озабочены пропажей мамы Джеймса.

Учитель. Значит, все-таки автор пишет об этом серьезно? Без юмора?

Дети. – Нет, здесь есть юмор, он в словах короля:

“Ну кто же из нас виноват, Что многие мамы Ужасно упрямы И Ездят одни, Без ребят?”

– А потом, мы же с самого начала уже поняли, что это

Шутка, поэтому серьезное сообщение автора мы не воспри

Нимаем всерьез.

Учитель. А теперь дочитайте текст до конца, посмотрите, как автор заканчивает эту историю.

(Ребята дочитывают текст до конца.)

Учитель. Как вы думаете, зачем автор снова повторяет строчки, с которых он начал свое стихотворение?

“Джеймс Джеймс Моррисон Моррисон, А попросту – Маленький Джим, Смотрел за упрямой, Рассеянной мамой Лучше, чем мама за ним”.

Дети. – Наверное, чтобы еще раз напомнить читателю, что все, о чем он пишет, есть юмор.

– И все, о чем он рассказал, не следует принимать всерьез: и пропажу мамы, и то, что все очень переживают.

Учитель. А как же надо все-таки эту историю воспринимать: зачем-то написал ее автор? Что он хотел сказать нам в такой юмористической форме?

Дети. – Наверное, он хотел, чтобы мы поняли его мысль наоборот: что не мамам, а детям нельзя ездить одним, без взрослых, потому что можно потеряться.

– И тогда уже будет не смешно, а, наоборот, грустно.

Учитель. Значит, эта история поучительна не для мам?

Дети. – Нет, она для детей.

– Автор хотел, чтобы мы не только прочитали ее с интересом, посмеялись, но и сделали для себя серьезные выводы.

Учитель. Значит, здесь ставится серьезная проблема? Дети. – Да, серьезная и поучительная.

А рассказывается она смешно.

С юмором.

Учитель. А как можно назвать это произведение? Дети.

Юмористическим.

Учитель. А текст этот – стихотворение или проза? Дети. – Это стихотворение: у него есть ритм и рифма.

– Здесь рифмуются строчки:

“Джим” – “за ним”,

“дорогая” – “края”,

“одна” – “должна”.

5. Выразительное чтение стихотворения

Учитель. А читать стихотворение будем каким тоном: серьезным или веселым?

Дети. – Конечно, веселым!

Учитель. А слова, в которых говорится о пропаже мамы?

Дети. Притворно-серьезным тоном.

Учитель. Это как?

Дети. – Понарошку! Как будто мы сердимся!

И осуждаем маму!

И то, что все обеспокоены ее пропажей. Учитель. Давайте попробуем сначала прочитать текст

По ролям, а потом разыграем небольшой спектакль.

(Дети читают текст по ролям, затем пробуют поставить “живую картинку” по тексту.)

Домашнее задание. Разделиться на группы, распределить роли и выучить их наизусть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема урока – Смешные житейские истории