Тема урока – Основы настоящей дружбы. Какие они?

Цель урока

Подведение учащихся к пониманию настоящей дружбы и ее основных качеств.

Расширение представлений учащихся о способах художественного изображения жизненных ситуаций и чувств человека.

Закрепление представлений учащихся о стихосложении и его основных правилах.

Материал для чтения

Я. Л. Аким “Друг”, “Вот как получилось…”.

Оборудование уроков

Таблица “Словарь настроений”.

Карточки с текстами (раздаточный материал).

I. Проверка домашнего задания

Инсценированное чтение стихотворения

О. Е. Григорьева “Кто прав?”

(Готовясь к выполнению домашнего задания, учащиеся заранее разбиваются на группы по три человека, распределяют между собой роли, заучивают стихотворение наизусть.)

Инсценированное чтение получится очень эффективным, если ребята не только интонацией передадут диалог двух друзей, но и подберут соответствующую мимику и жесты. Получится своеобразный театральный этюд.

П. Работа над новым материалом

1. Вступительная беседа

Учитель. Мы продолжаем разговор о настоящей дружбе. Давайте вспомним из предыдущих текстов, каким должен быть настоящий друг.

Дети.

– Друг должен быть веселый, добрый.

С ним должно быть хорошо рядом.

Друг должен быть справедливым, не обижать недоверием.

Друзья должны помогать в беде не на словах, а на деле.

Друг не должен быть жадиной.

– Должен быть честным и принципиальным.

Учитель. Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение

Акима “Друг” и узнаем, какой еще должна быть настоящая дружба.

2. Чтение учителем стихотворения

3. Беседа после чтения

Учитель. От чьего имени идет повествование? Из чего это видно?

Ученик. От имени героя. Автор говорит: “я”, “мне”.

Учитель. Можно ли героя стихотворения назвать настоящим другом? Почему?

(Ребята обмениваются мнениями.)

Учитель. Как вы думаете, что хотел сказать герой своему другу?

Ученик. Он хотел сказать о том, что ему без него очень плохо.

Учитель. А почему же он молчал при встрече?

Дети. – Наверное, от волнения.

– И от радости!

Учитель. Поскольку мы вышли на чувства героя, поговорим о них поподробнее, но для этого придется еще раз прочитать текст.

4. Повторное чтение текста с анализом. Наблюдение за чувствами главного героя

Учитель. Сейчас вы отправитесь в путешествие за главным героем и проследите за его маршрутом. Прочитайте текст самостоятельно, после чего подумайте, почему автор так подробно описывает путь героя к другу.

(Ребята читают текст и отвечают на поставленный вопрос.)

Дети. – Автор подробно описывает путь героя, чтобы показать, как долго добирался он до своего друга.

А я думаю, что не очень долго, просто герою не терпелось побыстрее увидеть друга, и ему путь показался очень длинным.

И я так думаю, даже могу это доказать примерами из текста: герой добирался на скоростных видах транспорта, поэтому не очень долго был в пути. Автор нарочно показывает, что он ехал на скором поезде, летел на самолете, но когда стремишься побыстрее куда-то добраться, то, наоборот, кажется, что время тянется медленно.

Да, так и в жизни очень часто бывает.

Учитель. А теперь будем читать стихотворение по частям и наблюдать, каким способом автор показал чувства главного героя.

(Дети читают стихотворение по логически законченным частям, заранее выделенным учителем. Для того чтобы сконцентрировать внимание учащихся на важных мыслях, учитель задает вопросы по тексту.)

1я часть

Учитель. Каким показался герою год, проведенный без друга?

Ученица. Трудным.

Учитель. А автор говорит об этом прямо или в скрытой форме?

Ученик. Он говорит об этом и прямо – “Мне без друга нелегко”, “скучно”, “Жить без друга не могу”, и в скрытой форме – автор подробно рассказывает, сколько времени прошло: “день”, “неделя”, “три недели”, “год”.

Учитель. А почему автор в свой текст вставляет строчки с описанием пейзажа? Почему именно такие картины ненастья (“летом – дождь, зимою – вьюга”) автор рисует в тексте?

Ученик. Автор таким способом показывает душевное состояние героя: тоску, печаль, грусть и даже слезы (“дождь”).

2я часть

Учитель. Найдите в тексте очень короткие строчки. Почему автор наряду с длинными употребляет и такие?

Дети. – Автор показал, что герой очень спешил, бежал “по полю” и “по лесу”.

А еще он изображает стук колес: “туктук”.

И герою в стуке колес слышится даже слова: “другдруг”.

Учитель. А что вы слышите в этих словах: “туктук”, “другдруг”?

Дети. – Мы слышим ритм.

– Колеса ведь стучат ритмично.

Учитель. А в остальных коротких строчках что автор передает?

Дети. Нетерпеливые чувства героя:

“Я лечу,

Я кричу,

Я пою налету…”

– А еще здесь показана скорость, быстрота самолета:

“Быстрый “Ту”, Сильный “Ту”, Набирай высоту!”

Учитель. А теперь прочитайте следующие короткие строчки и представьте себя на месте героя. Как вы будете себя чувствовать в данной ситуации и как будете себя вести?

Продумайте эти “нетерпеливые” движения и продемонстрируйте их.

Дети (выходят к доске, рассказывают, сопровождая свои рассказы движениями). – Я, например, стою на переходе, жду, когда загорится зеленый свет. Минута тянется очень долго, и я начинаю нервничать, суетиться, переминаться с ноги на ногу.

А я стою на месте, но делаю нетерпеливые движения: постукиваю ногой и в такт качаю головой. Вот так! (Показывает.)

А я буду ходить взадвперед, взадвперед, пока не загорится зеленый свет, а потом сорвусь с места и помчусь через дорогу!

Учитель. А теперь давайте обобщим все, что вы сейчас говорили. Каково же назначение коротких строк в тексте?

Прочитайте об этом на странице 67.

(Дети прочитывают информацию сначала про себя, а потом вслух:

“Короткие строчки соответствуют энергичному ритму, передающему быстроту, стремительность действия”.)

Учитель. А какие чувства героя изображаются автором при этом? Найдите их в “Словаре настроений”.

Дети. – Нетерпеливое.

Волнующее!

Возбужденное!

Радостное!

Напряженное.

Учитель. А теперь прочитайте о длинных строчках. Что они передают в текстах?

Дети. – Они замедляют ритм…

Описывают картины природы…

И передают грустное настроение.

Учитель. А теперь прочитаем 3ю часть. О каких чувствах героя в ней говорится?

Найдите слова, подтверждающие вашу мысль.

Дети. – Волнение в ожидании предстоящей встречи:

“Отдышусь немножко”.

– Нетерпеливое:

“Открывай скорей!”; “…кричу”.

– растерянное: “…а я молчу”;

“Сколько я сказать хотел… Все забыл!”

5. Знакомство учащихся с ассонансом

(без введения термина) как художественным средством

Для изображения картины

Учитель. А сейчас вы узнаете еще об одном “секрете” текста. Мы однажды о нем уже говорили в этом году, когда

Читали о завывании ветра в стихотворении Т. М. Белозерова “Пельмени”. Найдите первый и второй абзацы текста на странице 67 и прочитайте их.

(Ребята читают.)

Учитель. О чем вы прочитали?

Дети. Мы прочитали о рисующих звуках: согласных и гласных.

Учитель. Отыщите в тексте стихотворения отрывок, о котором вы только что прочитали. Проследите, какой звук и в каких словах повторяется.

Дети. – Здесь повторяется звук [у] в словах: “лечу”, “кричу”, “пою”, “на лету”, “Ту”, “высоту”.

– Этот звук передает протяжный гул самолета.

Учитель. А теперь попробуйте найти в тексте рисую

Щие согласные звуки. Есть они здесь?

Ученик. Да, я нашел. Вот здесь:

“Туктук!

Где ты, где ты,

Друг друг?”

Звуки [т], [к], [г] передают стук колес движущегося поезда, эти звуки повторяются.

Учащиеся знакомы с аллитерацией с первого класса. Термин тоже не вводился.

Учитель. А теперь давайте перечислим все художественные средства, с помощью которых Аким рассказал нам о сложных чувствах героя.

Дети. – “Рисующие” слова…

И звуки.

Короткие и длинные строчки…

Автор может прямо говорить о чувствах, а может скрыто: через рисующие средства, о которых мы только что сказали.

А еще автор здесь использует пейзаж.

Учитель. Молодцы, все вспомнили. А теперь все это покажите на практике: прочитайте стихотворение выразительно.

6. Выразительное чтение стихотворения

Эту работу можно провести, используя групповые формы: поделить учащихся на 3 группы. 1я группа готовит выразительное чтение первой части, 2я группа – второй, а 3я – третьей. Затем каждая группа представляет свой вариант: либо дети распределяют текст между собой и читают цепочкой, либо представляют своего лучшего чтеца. Варианты чтения обсуждаются.)

7. Работа над главной мыслью произведения

Учитель. А теперь давайте обобщим все, о чем мы говорили на этом уроке: какими же должны быть настоящие друзья?

Дети. – Верными…

Любящими…

Преданными…

Не забывать, помнить друг друга. Учитель. Понравилось ли вам это стихотворение?

Дети. Да, очень…

Учитель. А дома вы прочитаете рассказ этого же автора и узнаете, как он писал такие интересные стихи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема урока – Основы настоящей дружбы. Какие они?