Тема урока. Обособленные и уточняющие члены предложения (обобщение)

Цели: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме “Обособленные и уточняющие члены предложения; совершенствовать учебно-познавательные и речевые умения и навыки. Оборудование: автопортрет И. Крамского, репродукции картин И. Крамского “Портрет Ф. А. Васильева”, “Портрет И. И. Шишкина”.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Ход урока
I. организационный этап II. Актуализация опорных знаний
Беседа – С какой целью обособляются члены предложения? – Какую роль играют обособленные определения и обстоятельства

в предложении? – Какая позиция определений и приложений является основной при их обособлении? Почему? – С каким производным предлогом обстоятельства обособляются всегда?

– При каких условиях обособляются обстоятельства с другими производными предлогами? – Как отличить однородные обстоятельства от уточняющих? III. Мотивация учебной деятельности Учитель.

Большинство осложненных предложений, оставаясь в структурном отношении простыми, тяготеют к сложным предложениям. Структура предложений с обособленными членами позволяет включать их в синонимические ряды со сложноподчиненными

предложениями. Все это нужно учитывать, чтобы понять место осложненных структур в общей системе типов предложений русского языка.

IV. обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1.

Осложненное списывание АВТОПОРТРЕТ КРАМСКОГО В Государствен(н, нн)ой Третьяковской га(л, лл)ерее находи(ть)ся автопортрет художника Ивана Николаевича Крамского. С первого взгляда портрет проковывает к себе Внимание зрителя, заставляя остановит(ть)ся и вглядет(ть)ся.

Лицо, бледное, худощавое, с резко обозначе(н, нн)ыми скулами, глубоко посаже(н, нн)ыми глазами и нависшими черными бровями, поражает своей значительностью и серьезностью. (Ни)чего э(ф, фф)ективного нет в этом портрете.

Скромная одежда небрежная прическа только о(т, тт)еняют благородство образа. Чувствуе(ть)ся что этот человек живет напряже(н, нн)ой жизнью что сложные душевные переживания в..лнуют его и сейчас одухотворяя его облик придавая ему особую красоту. Лицо освеща..т умный, проницательный взгляд приникающий в самую душу.

Этот взгляд можно запомнить на всю жизнь. (По Э. Кузнецовой) Задание Сформулируйте основную мысль текста. Укажите орфограммы и пунктограммы на месте пропусков и скобок. Объясните лексическое значение выделенного слова. 2. творческий диктант И.

Н. КРАМСКОЙ “ПОРТРЕТ Ф. А. ВАСИЛЬЕВА” Писать портрет Васильева было трудно. Крамской долго вглядывался в лицо молодого художника (постигая характер, вживаясь в образ).

И только после такого тщательного изучения приступил к портрету. Васильев стоит (опираясь на спинку кресла). Поза свободная, непринужденная, во всем чувствуется изящество, благородство манер, умение держаться с достоинством. Лицо Васильева выделено светом, оттенено белым воротничком.

Это лицо юноши (не утратившего своей нежности).

Но глаза смотрят не (по) юношески серьезно, внимательно, пытливо. Чувствуется, что этот человек тонкого и острого ума (видящий и понимающий больше многих сверстников). Юношескую непосредственность, мягкость и доброту, искренность и требовательность к себе и своему искусству прекрасно удалось передать Крамскому в портрете художника (вызывавшем восторг и преклонение современников). (По Э. Кузнецовой) Определите тип и стиль речи.

Запишите текст, распространив его обособленными определениями и обстоятельствами. Какую роль играют они в тексте?

Произведите словообразовательный разбор выделенного слова. 3. сочинение-миниатюра по опорным словам И. Н. КРАМСКОЙ “ПОРТРЕТ И. И. ШИШКИНА” Опорные слова: заложив руки в карманы, небрежно застегнув сюртук, жадно всматривающиеся в мир глаза, великий художник и тонкий психолог, любивший людей, природу и искусство.

Заложив руки в карманы, небрежно застегнув сюртук, Шишкин стоит в свободной и непринужденной позе. Во всем его облике мы ощущаем спокойную силу, уверенность и человеческое достоинство. Слегка прищурены внимательные, пытливые глаза, жадно всматривающиеся в мир.

Великий художник и тонкий психолог раскрывает главные качества личности Шишкина, и зритель чувствует симпатию художника к этому большому и доброму человеку, любившему людей, природу и искусство. (По Э. Кузнецовой) V. рефлексия.

Подведение итогов урока Устная лингвистическая миниатюра “Что общего между обособленными и уточняющими членами предложения и чем они различаются?” (время обдумывания ответа – 3 мин).

VII. Домашнее задание
Повторить теоретический материал по изученной теме. И. Крамской. “Портрет и. и.

Шишкина” Подготовиться к тематической контрольной работе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема урока. Обособленные и уточняющие члены предложения (обобщение)