Тема урока – Обобщение представлений учащихся о месте и значении отца в жизни каждого человека
Цели урока
Обобщение представлений учащихся о месте и значении отца в жизни каждого человека.
Продолжение работы над темой художественного произведения.
Закрепление представлений второклассников о способах изображения переживаний человека в этическом тексте.
Отработка навыков выразительного чтения диалогов.
Материал для чтения
А. И. Приставкин “Портрет отца”.
I. Проверка домашнего задания
(Учащиеся продолжают работу, начатую на предыдущем уроке: к каждой части рассказа составляют словесную иллюстрацию.
П. Работа над новым текстом
1. Вступительное слово учителя
Учитель. Сегодня мы завершаем чтение произведений об отце. Давайте вспомним еще раз художественные произведения и то, что вы узнали из них о роли отца в жизни и воспитании своих детей.
Дети. – Отец как мужчина является главой и опорой семьи. Он учит детей трудолюбию, с малого возраста приучает сыновей брать на себя самую трудную и ответственную работу в семье (Н. А. Некрасов “Крестьянские дети”).
– Он учит детей быть ответственными за порученное дело и честно выполнять свои обязанности
Отец – мужественный и выносливый человек, и таким же качествам учит своих сыновей (Л”. Н. Толстой “Прыжок”, В. К. Железников “Солдат на посту”).
У отца особые методы воспитания: более строгие и жесткие, но именно такое воспитание готовит сыновей к жизни (Л”. Н. Толстой “Прыжок”, В. К. Железников “Солдат на посту”).
Отец несет ответственность за здоровье и жизнь своих детей и очень переживает за них, готов в любую минуту прийти им на помощь ( Л. Н. Толстой “Прыжок”).
Учитель (обобщает ответы детей). Я вижу, вы правильно поняли, как много значит отец для каждого человека. Действительно, большое счастье осознавать, что отец всегда рядом с тобой, что он всегда тебя защитит, убережет, научит, подбодрит, и кажется, что так будет всегда.
Но, к сожалению, в жизни не всегда случается так, как мы хотим: войны, тяжелые испытания, чрезвычайные ситуации нередко разлучают детей со своими отцами надолго, а то и навсегда, потому что, когда приходит беда, первыми, кто подвергается тяжелому испытанию, являются наши отцы, настоящие мужчины.
Так, когда началась война с фашистами в 1941 году, все мужчины ушли защищать свою Родину от врага. Многие отцы не вернулись с фронта. Потеря отца обостряет у каждого человека чувства любви к нему, потребность сохранить дорогой образ в своей памяти на всю жизнь.
Об этом тяжелом времени писатель Анатолий Игнатьевич Приставкин написал рассказ “Портрет отца”. Его герои – мальчишки, которые остались без родителей и воспитывались в детском доме.
Прежде чем прочитать рассказ, прочитаем цепочки слов к тексту.
2. Чтение рассказа учителем
Учитель. А теперь прослушайте текст, а потом скажете, почему автор дал ему такое название. (Учитель читает текст.)
3. Беседа после чтения
Дети обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:
Как вы объясните смысл названия рассказа?
Как вы поняли, фотография человека в полушубке – это портрет настоящего отца героя?
Почему же автор, зная об этом, называет свой рассказ “Портрет отца”?
4. Повторное чтение текста с анализом
Учитель. Чтобы дать более точный ответ на этот вопрос, прочитаем текст еще раз и найдем в нем подробности, рассказывающие о чувствах и переживаниях главных героев.
Итак, давайте прочитаем первый абзац рассказа. Найдите в нем объяснение автора, почему мальчик вырвал из книги портрет чужого человека и какие чувства он испытывал.
(Дети читают, подчеркивают реплики автора и готовятся к ответу.)
Дети. – Человек на обложке книжки был похож на отца мальчика:
“Этот человек был Очень похож на моего отца”.
– Мальчик решил взять портрет тайно, чтобы никто не
Видел:
“Стащив книжку, я забрался в самый темный угол…”
– Мальчику дорог был этот портрет, он носил его не в
Кармане, не прятал в другом месте, а всегда носил с собой,
Возле своего тела, под рубахой, где сердце:
“…Засунул Под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы Посмотреть“.
– Мальчик скучал по отцу, не хотел, чтобы образ отца
Стерся в его памяти:
“Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я Почти забыл его”.
– Мальчик рад был, что нашел портрет своего отца и не
Удержался, чтобы не поделиться этой радостью еще с кем
Либо:
“Я Поделился открытием с Вовкой Акимцевым…”
Учитель. Как Володя отреагировал на сообщение друга? Прочитайте.
(Дети читают: “Он Вырвал портрет из моих рук…”)
Учитель. А теперь прочитайте вторую часть рассказа и найдите описание чувств и переживаний героя, когда он лишился портрета.
Ученик. “Но мне Нужен был отец. Я Перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было.
Я Плакал по ночам.
Учитель. А теперь поговорим о Володе Акимцеве. Как вы думаете, почему он отобрал у мальчика портрет?
Ученик. Я вначале думал, что из вредности, чтобы показать свою силу, ведь автор пишет, что он был “самым сильным парнем нашей спальни”, но в конце рассказа я понял, что Володе тоже хотелось иметь портрет своего отца.
Учитель. А автор нам прямо говорит об этом?
Ученица. Нет, автор прямо не говорит, он только пишет:
“Володька Акимцев Не отдал портрета. Он Спрятал его…”
А в конце автор пишет о чувствах и переживаниях этого героя:
“В глазах Володьки были зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий”.
Учитель. А почему мальчик ничего не пожалел для обмена?
Дети. – Потому что эта фотография была для него дороже всего на свете.
– Ведь мальчик считал ее портретом своего отца, а это
Самое дорогое, что у него было.
Учитель. А почему так неожиданно поступил в конце рассказа Володя Акимцев?
Дети. – Он понял чувства и переживания своего друга. Наверное, он слышал его плач по ночам.
Ведь он испытывал те же чувства, что и мальчик, и эти чувства стали близки и понятны Володе.
Его сердце было переполнено тоской и болью по своему отцу, поэтому он решил без обмена вернуть портрет мальчику.
– А я заметила, что при возврате фотографии Володя
Акимцев испытывает глубокое волнение: последняя фраза
Его речи осталась незаконченной, с многоточием.
Учитель. Молодец! Давайте найдем эти слова и прочитаем.
(Дети читают конец рассказа, отмечают слова, которыми автор передает чувства и переживания героев.)
Учитель. А теперь давайте еще раз вернемся к названию рассказа: почему автор так назвал его? Что он хотел сказать?
Дети. – Автор рассказал, что портрет чужого человека был одинаково дорог обоим героям как память об отце.
И еще автор показал, что, храня у себя чужой портрет, герои старались таким образом сохранить в своей памяти дорогой образ родного отца.
И что для каждого человека образ отца – самое святое и дорогое, что хранит память.
Учитель. А теперь давайте прочитаем рассказ еще раз: по ролям. Вы очень хорошо поняли чувства героев, прониклись их переживаниями – это было видно из ваших ответов.
А теперь попробуйте передать это чтением.
5. Чтение текста по ролям
(Дети читают рассказ по ролям, стараясь точно подбирать интонацию для передачи чувств и переживаний героев.)
Домашнее задание. Приготовить устный рассказ о своем отце. Вспомнить случаи, когда отец помог в трудных ситуациях, научил чемулибо.
Найти и выучить стихотворение об отце или дедушке.