Тема урока. Как вращается земля. Изменение дня и ночи. Изменение времен года
Цель: сформировать представление об изменениях дня и ночи, временах года на земном шаре; продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Оборудование: глобус, теллур, источник света (свечка, настольная лампа); схемы обращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Ход урока I. Итог фенологических наблюдений – Какое сегодня состояние неба? – Какая температура воздуха?
Идет ли дождь? – Укажите направление ветра.
-Что вы заметили, когда шли в школу? – Как изменилась работа людей осенью? II. Проверка усвоенных знаний,
Почему?
-Какие цвета на глобусе и что они обозначают? – Что такое полюса? – Что такое ось? – Что такое экватор? – На какие части разделяет экватор земной шар?
-Кто из мореплавателей и как доказал, что Земля – круглая? – Как ученые изучают Космос? – Что является спутником земли?
Какие его размеры? – Какие стадии месяца вы наблюдали? III. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников Отгадывание загадки.
1. Когда мать входит в дом, Всех она укладывает спать.
Как отец
– Почему бывает день и ночь? Почему в природе изменяются поры года? Как это происходит?
На эти вопросы вы дадите ответ, когда выучите тему сегодняшнего урока. Прочитайте ее.
(Название темы записано на доске.) I. Восприятие и осознание учебного материала Ознакомление учеников с изменениями дня и ночи. – Люди заметили, что утром солнце восходит из-за горизонта.
В полдень поднимается, а вечером заходит за линию горизонта. Почему так происходит?
Поразмышляем вместе, воспользовавшись глобусом. Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. В связи с этим, к Солнцу поворачивается то одна, то другая сторона планеты.
Та часть земного шара, которая повернута к Солнцу, освещается его лучами. Здесь будет день. На противоположной стороне в это время – ночь.
Она не освещается солнцем.
Один полный оборот Земли вокруг своей оси называется сутки. Полный оборот означает, что Земля возвращается в то положение, с которого она начала вращение. (Все слова учителя иллюстрируются работой с глобусом.) Сутки длятся 24 часа. После этого ученикам целесообразно показать, как освещается плоская поверхность.
Чем отличается освещение плоской поверхности от выпуклой?
(Плоская поверхность освещается равномерно, а выпуклая – неравномерно. ) V.
Систематизация, обобщение усвоенных знаний, умений и навыков – В каком направлении движется Земля вокруг своей оси? – Когда бывает день (ночь)? – Что называется сутками? – Сколько длятся сутки?
VI. Применение знаний, умений и навыков – На С. 81 учебника рассмотрите рисунок. – Расскажите об изменении дня и ночи. – Поставьте глобус напротив света, например, лампы или свечки. – На каких материках на глобусе ночь, а на каких – день?
Почему? – Пусть какой-нибудь источник света (лампа, свечка) будет выполнять роль Солнца. Поставьте глобус напротив него. Вращайте медленно глобус вокруг его оси.
Объясните, Почему утро сменяется днем, день – вечером, вечер – ночью. – Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток.
Каковы последствия этого вращения? – Сутки длятся 24 часа. Чем это объясняется? VII. Усвоение новых знаний, умений и навыков – Наблюдая за высотой Солнца, вы заметили, что в разные поры года оно находится то высоко, то низко над горизонтом.
Ощутили, что чем выше находится Солнце над горизонтом, тем теплее, а чем ниже – тем холоднее. Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси.
Одновременно она движется и вокруг Солнца. Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называется земной орбитой.
Посмотрите на глобус, на нем хорошо видно, что земная ось (мысленная линия) расположена не вертикально, а наклоненно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве. – Как расположена земная ось? – Какое положение занимает Земля в космическом пространстве? – Что вам помогло прийти к такому выводу?
-Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, словно подставляет ему то северную свою часть, то южную. Когда к Солнцу больше повернуто северное полушарие, то на нем – лето. В это время Солнце высоко поднимается над горизонтом и посылает на Землю много тепла.
А на Северном полюсе Солнце не заходит за горизонт на протяжении шести месяцев. (Объяснение учителя – как в этом случае, так и в следующих – иллюстрируется работой источника света или же обработками рисунка). – Прочитайте первый абзац статьи (С. 82). Какому положению Земли в космическом пространстве соответствует его содержание?
Покажите ее положение на схематическом рисунке. – Придумайте заголовок к этой части текста. – Если на Северном полушарии лето, то на Южном – зима. Солнце низко поднимается над горизонтом и посылает на Землю мало тепла. А на Южном полюсе Солнце не появляется в течение шести месяцев.
Здесь – полярная ночь. Прочитайте второй абзац статьи (С.
82). Придумайте заголовок к этой части текста. Источник света и глобус разместите так, чтобы их расположение совпадало с содержанием текста. – Земля продолжает двигаться и занимает такое положение в космическом пространстве, что Северное и Южное полушария одинаково повернуты к нему и они освещаются Солнцем одинаково. В Северном полушарии было лето, оно сменилось осенью.
В Южном полушарии зима сменилась весной. Источник света и глобус разместите так, чтобы на глобусе Северное и Южное полушария освещались одинаково. – Каждый год 21 марта и 21 сентября во всем мире день и ночь длятся 12 часов. Этот день называется соответственно весенним или осенним равноденствием.
Земля бежит своей дорожкой дальше и поворачивается к Солнцу так, что Северное полушарие освещается Солнцем меньше, а Южное – больше. – Расположите глобус к источнику света так, чтобы Южное полушарие освещалось больше, Северное – меньше. – В статье “Почему изменяются поры года” найдите ту часть текста, которая бы отвечала такой ситуации. Придумайте заголовок к этой части текста. Какая пора года будет в северном полушарии, а какая – в южной?
Почему? – Земля не останавливает своего движения и поворачивается к Солнцу так, что оба полушария снова одинаково повернуты к нему, а затем – одинаково им освещаются. Итак, в Северном полушарии зима сменяется весной, а в Южном лето сменяется осенью. Прочитайте последний абзац в статье (С.
82). Придумайте заголовок к нему. Подумайте, почему в Южном полушарии весна, а в Северном – осень? – На нем завершается полный оборот Земли вокруг Солнца, и Земля поворачивается к Солнцу так, как об этом вы уже узнали. Один полный оборот Земли вокруг Солнца, а это длится 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и называется годом.
Из-за того, что таким числом пользоваться неудобно, его округляют. Три года имеют 365 суток, а каждый четвертый – на одни больше. Такой год называют високосным.
В числе, которое обозначает високосный год, две последние цифры всегда делятся на 4. Например: 1996 – високосный, так как 96:4 = 24, имеет 366 суток. Работа в тетрадях с печатной основой, С. 19-19. VIII. Обобщение и систематизация знаний учеников – Дети, что вы узнали нового на сегодняшнем уроке? – Как вращается Земля? – К чему приводит вращение Земли вокруг своей оси?
А вокруг Солнца? IХ. Домашняя задача Прочитать в учебнике статьи “Почему бывает день и ночь”, “Почему изменяются поры года”. Дать ответы на вопросы после текстов.
Уметь объяснить с помощью глобуса, что служит причиной изменения дня и ночи; пор года.