Тема урока – Дружба, друзья, друг
1. Постановка учебных задач
Учитель. Ребята, сегодня мы открываем новую главу нашего учебника. Прочитайте ее название.
В ней мы прочитаем много интересных рассказов и стихотворений, которые помогут нам решить очень важную проблему: что такое дружба? Читая произведения, мы постепенно будем отвечать на следующие вопросы:
Кого можно считать настоящим другом?
Каковы основы настоящей дружбы?
Какими чувствами и качествами испытывается, проверяется настоящая дружба людей?
И уже сегодня мы начнем решать эту важную проблему.
(Ребята читают вступительный текст, обмениваются мнениями.)
2. Беседа с учащимися
Учитель. А у вас есть друзья? Сколько их?
(Ребята отвечают на вопросы.)
Учитель. А “друзья” и “товарищи” – это одно и то же понятие?
Дети. – Я считаю: одно и то же. Это люди, которые находятся в дружеских отношениях, они близки и привязаны друг к другу общими интересами.
– А я считаю, что это понятия разные: друг может быть только один. Это очень близкий человек, которому можно во всем довериться и на которого можно во всем
Например, мои школьные друзья – это товарищи, я с ними дружу в классе, а друг у меня один, это Максим, я с ним дружу давно, хорошо его знаю, я с ним встречаюсь
Чаще, чем с другими, мы вместе играем дома, ходим друг к другу в гости.
– А я считаю, что “друзья” и “товарищи” – это одно и
То же. Друзей может быть много, но один из них может
Быть ближе.
Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака с этим названием, – возможно, оно и подскажет нам ответ.
3. Чтение учителем стихотворения
4. Беседа после чтения
(Беседа проходит по вопросам:
Понравилось вам стихотворение? Какое оно?
С каким настроением вы его слушали?
От чьего имени написан текст? Почему вы так думаете?
А какое настроение у героев?)
5. Повторное чтение текста с анализом
Учитель. Прочитайте этот текст про себя и посмотрите, говорит ли автор где-нибудь еще, кроме заглавия, что мальчики были друзьями-товарищами? Употребляет он эти слова в самом тексте?
(Ученики перечитывают текст.)
Дети. – Нет, эти слова только в названии.
– В тексте автор прямо не называет героев друзьями.
Учитель. А почему же текст назван именно так?
Дети. – Потому что автор рассказывает, что героям было
Вместе хорошо.
– И у них хорошее настроение оттого, что они рядом.
Учитель. Докажите это: найдите в тексте слова, которые будут ответом на вопрос, почему героям было хорошо.
Дети. – Потому что день был весенний и веселый. Автор начинает стихотворение с пейзажа:
“День стоял веселый Раннею весной”.
– Наступила весна, на улице было тепло, и в такую пору
Хотелось подольше побыть с другом:
“Куртки нараспашку, Шапки набекрень, Шли куда попало В первый теплый день”.
Учитель. А что значит “нараспашку” и “набекрень”? Найдите в цепочках эти слова.
Дети. – “Нараспашку” – это незастегнутые, распахнутые куртки.
“Набекрень” – шапки, сдвинутые набок.
На иллюстрации это показано: и куртки “нараспашку”, и шапки “набекрень”, весна, солнышко, на улице было тепло.
Учитель. При чтении каких слов вы улыбнулись? Почему эти строчки вам показались смешными, особенно веселыми?
Дети. – Что мальчики бродили “просто наугад” – тудасюда.
– И что они не задумывались, куда идти и зачем.
Учитель. А теперь найдите повторы в тексте. Случайно
Они здесь появились? Хорошо, что автор несколько раз повторяет одни и те же слова?
Дети. – Я думаю, что появились они не случайно. Это, наверное, авторский “секрет”: сделать текст более веселым.
Эти повторы делают стихотворение задорным и игривым.
От их чтения поднимается настроение:
“А потом назад, А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом”.
– И у героев было такое настроение: радостное, легкое,
Веселое и игривое, – именно это и хотел показать автор в
Повторах.
Учитель. А еще какие слова автор часто употребляет в тексте? Найдите их.
Дети. – Это слова “весело” и “веселый”:
“день… веселый”,
“весело бродили”,
“весело вернулись”,
“весело расстались”,
“весело… встретимся”.
– Повтором этого слова автор подчеркивает веселое на
Строение героев.
Учитель. Отчего же ребятам было весело? Ученик.
Оттого, что они были рядом, вместе им было хорошо, приятно.
Учитель. А как бы вы назвали это чувство друзей? Дети. – Желание быть рядом.
Приятное общение.
Влечение друг к другу.
Желание никогда не расставаться.
Учитель (обобщает). Все, что вы перечислили, можно назвать одним словом – “симпатия”.
(Слово записывается на доске.)
Учитель. А как вы думаете, обязательно это чувство должно быть между друзьями?
Дети. – Да, обязательно: друзьям должно быть рядом хорошо.
– Им должно быть приятно.
Учитель. А нашим героям удалось проверить свою дружбу этим чувством? Дети.
Да, удалось.
Учитель. А теперь скажите: о чем этот текст? Дети. – О друзьях-товарищах.
О том, что друзьям вместе хорошо находиться.
О том, что у настоящих друзей должно быть чувство взаимной симпатии.
Учитель. А о чем в этом стихотворении говорится больше: о действиях героев или об их чувствах и настроении? Ученица.
О чувствах и настроении героев.
Учитель. А теперь давайте подумаем, почему автор выразил свою мысль о чувствах героев в стихотворной форме, а не рассказал нам просто – так, как об этом говорили вы на уроке.
Дети. – В стихах интереснее…
– И веселее.
Учитель. Давайте проверим: выберите из этого текста любое четверостишие и попробуйте рассказать его своими словами, прозой. Что получится?
(Дети пробуют пересказать текст прозой.)
Дети. – Нет, так хуже…
И неинтересно: коряво както и нескладно.
Нет прежнего задора…
И веселое, игривое настроение теряется.
Мы просто говорили о действиях двух друзей.
Здесь нет веселого ритма.
Учитель. А как можно проверить: есть ли вообще ритм в тексте?
Дети. Надо текст сопровождать хлопками.
Учитель. Попробуем это сделать.
(Ребята читают текст и хлопают в ладоши.)
Учитель. А теперь давайте составим ритмический рисунок стихотворения.
(Один из учащихся записывает на доске первое четверостишие ритмической схемой:
Далее учитель предлагает проверить, во всем ли тексте ритм одинаковый. Остальные четверостишия распределяются по вариантам, и дети самостоятельно составляют ритмический рисунок. При проверке работы уточняется, что все нечетные слоги являются ударными: автор во всем стихотворении сохраняет ритм одинаковым, а для этого очень строго подбирает слова в тексте.
После этого проводится работа над выявлением рифмы, дети находят в тексте и называют рифмующиеся слова:
Веселый – школы;
Весной – со мной;
Набекрень – день;
Наугад – назад
И т. д.
Такая работа на уроке не только будет закреплять знания детей об основных правилах стихосложения, но и подтвердит выводы школьников, сделанные на уроке, что в стихотворной форме лучше, чем в прозе, выражаются чувства и настроения автора и героев.)
6. Работа над выразительностью при чтении стихотворения
Учитель. Как мы должны читать этот текст: быстро или медленно? Почему?
(Ребята пробуют интонацией голоса и темпом передать веселые, энергичные движения друзей, гуляющих и играющих на улице.)
Домашнее задание. Выучить стихотворение С. Я. Маршака “Друзьятоварищи” наизусть и приготовиться читать его выразительно в классе. Прочитать самостоятельно стихотворение И. П. Токмаковой “Я могу и в углу постоять…” и определить, чем отличается первое стихотворение от второго и почему автор создает такое странное стихотворение.