Тема урока – Дружба, друзья, друг

1. Постановка учебных задач

Учитель. Ребята, сегодня мы открываем новую главу нашего учебника. Прочитайте ее название.

В ней мы прочитаем много интересных рассказов и стихотворений, которые помогут нам решить очень важную проблему: что такое дружба? Читая произведения, мы постепенно будем отвечать на следующие вопросы:

Кого можно считать настоящим другом?

Каковы основы настоящей дружбы?

Какими чувствами и качествами испытывается, проверяется настоящая дружба людей?

И уже сегодня мы начнем решать эту важную проблему.

Но сначала прочитаем текст в начале главы. Как вы ответите на эти вопросы?

(Ребята читают вступительный текст, обмениваются мнениями.)

2. Беседа с учащимися

Учитель. А у вас есть друзья? Сколько их?

(Ребята отвечают на вопросы.)

Учитель. А “друзья” и “товарищи” – это одно и то же понятие?

Дети. – Я считаю: одно и то же. Это люди, которые находятся в дружеских отношениях, они близки и привязаны друг к другу общими интересами.

– А я считаю, что это понятия разные: друг может быть только один. Это очень близкий человек, которому можно во всем довериться и на которого можно во всем

положиться, который тебя ни в чем не подведет, а товарищей может быть много.

Например, мои школьные друзья – это товарищи, я с ними дружу в классе, а друг у меня один, это Максим, я с ним дружу давно, хорошо его знаю, я с ним встречаюсь

Чаще, чем с другими, мы вместе играем дома, ходим друг к другу в гости.

– А я считаю, что “друзья” и “товарищи” – это одно и

То же. Друзей может быть много, но один из них может

Быть ближе.

Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака с этим названием, – возможно, оно и подскажет нам ответ.

3. Чтение учителем стихотворения

4. Беседа после чтения

(Беседа проходит по вопросам:

Понравилось вам стихотворение? Какое оно?

С каким настроением вы его слушали?

От чьего имени написан текст? Почему вы так думаете?

А какое настроение у героев?)

5. Повторное чтение текста с анализом

Учитель. Прочитайте этот текст про себя и посмотрите, говорит ли автор где-нибудь еще, кроме заглавия, что мальчики были друзьями-товарищами? Употребляет он эти слова в самом тексте?

(Ученики перечитывают текст.)

Дети. – Нет, эти слова только в названии.

– В тексте автор прямо не называет героев друзьями.

Учитель. А почему же текст назван именно так?

Дети. – Потому что автор рассказывает, что героям было

Вместе хорошо.

– И у них хорошее настроение оттого, что они рядом.

Учитель. Докажите это: найдите в тексте слова, которые будут ответом на вопрос, почему героям было хорошо.

Дети. – Потому что день был весенний и веселый. Автор начинает стихотворение с пейзажа:

“День стоял веселый Раннею весной”.

– Наступила весна, на улице было тепло, и в такую пору

Хотелось подольше побыть с другом:

“Куртки нараспашку, Шапки набекрень, Шли куда попало В первый теплый день”.

Учитель. А что значит “нараспашку” и “набекрень”? Найдите в цепочках эти слова.

Дети. – “Нараспашку” – это незастегнутые, распахнутые куртки.

“Набекрень” – шапки, сдвинутые набок.

На иллюстрации это показано: и куртки “нараспашку”, и шапки “набекрень”, весна, солнышко, на улице было тепло.

Учитель. При чтении каких слов вы улыбнулись? Почему эти строчки вам показались смешными, особенно веселыми?

Дети. – Что мальчики бродили “просто наугад” – тудасюда.

– И что они не задумывались, куда идти и зачем.

Учитель. А теперь найдите повторы в тексте. Случайно

Они здесь появились? Хорошо, что автор несколько раз повторяет одни и те же слова?

Дети. – Я думаю, что появились они не случайно. Это, наверное, авторский “секрет”: сделать текст более веселым.

Эти повторы делают стихотворение задорным и игривым.

От их чтения поднимается настроение:

А потом назад, А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом”.

– И у героев было такое настроение: радостное, легкое,

Веселое и игривое, – именно это и хотел показать автор в

Повторах.

Учитель. А еще какие слова автор часто употребляет в тексте? Найдите их.

Дети. – Это слова “весело” и “веселый”:

“день… веселый”,

“весело бродили”,

“весело вернулись”,

“весело расстались”,

“весело… встретимся”.

– Повтором этого слова автор подчеркивает веселое на

Строение героев.

Учитель. Отчего же ребятам было весело? Ученик.

Оттого, что они были рядом, вместе им было хорошо, приятно.

Учитель. А как бы вы назвали это чувство друзей? Дети. – Желание быть рядом.

Приятное общение.

Влечение друг к другу.

Желание никогда не расставаться.

Учитель (обобщает). Все, что вы перечислили, можно назвать одним словом – “симпатия”.

(Слово записывается на доске.)

Учитель. А как вы думаете, обязательно это чувство должно быть между друзьями?

Дети. – Да, обязательно: друзьям должно быть рядом хорошо.

– Им должно быть приятно.

Учитель. А нашим героям удалось проверить свою дружбу этим чувством? Дети.

Да, удалось.

Учитель. А теперь скажите: о чем этот текст? Дети. – О друзьях-товарищах.

О том, что друзьям вместе хорошо находиться.

О том, что у настоящих друзей должно быть чувство взаимной симпатии.

Учитель. А о чем в этом стихотворении говорится больше: о действиях героев или об их чувствах и настроении? Ученица.

О чувствах и настроении героев.

Учитель. А теперь давайте подумаем, почему автор выразил свою мысль о чувствах героев в стихотворной форме, а не рассказал нам просто – так, как об этом говорили вы на уроке.

Дети. – В стихах интереснее…

– И веселее.

Учитель. Давайте проверим: выберите из этого текста любое четверостишие и попробуйте рассказать его своими словами, прозой. Что получится?

(Дети пробуют пересказать текст прозой.)

Дети. – Нет, так хуже…

И неинтересно: коряво както и нескладно.

Нет прежнего задора…

И веселое, игривое настроение теряется.

Мы просто говорили о действиях двух друзей.

Здесь нет веселого ритма.

Учитель. А как можно проверить: есть ли вообще ритм в тексте?

Дети. Надо текст сопровождать хлопками.

Учитель. Попробуем это сделать.

(Ребята читают текст и хлопают в ладоши.)

Учитель. А теперь давайте составим ритмический рисунок стихотворения.

(Один из учащихся записывает на доске первое четверостишие ритмической схемой:

Далее учитель предлагает проверить, во всем ли тексте ритм одинаковый. Остальные четверостишия распределяются по вариантам, и дети самостоятельно составляют ритмический рисунок. При проверке работы уточняется, что все нечетные слоги являются ударными: автор во всем стихотворении сохраняет ритм одинаковым, а для этого очень строго подбирает слова в тексте.

После этого проводится работа над выявлением рифмы, дети находят в тексте и называют рифмующиеся слова:

Веселый – школы;

Весной – со мной;

Набекрень – день;

Наугад – назад

И т. д.

Такая работа на уроке не только будет закреплять знания детей об основных правилах стихосложения, но и подтвердит выводы школьников, сделанные на уроке, что в стихотворной форме лучше, чем в прозе, выражаются чувства и настроения автора и героев.)

6. Работа над выразительностью при чтении стихотворения

Учитель. Как мы должны читать этот текст: быстро или медленно? Почему?

(Ребята пробуют интонацией голоса и темпом передать веселые, энергичные движения друзей, гуляющих и играющих на улице.)

Домашнее задание. Выучить стихотворение С. Я. Маршака “Друзьятоварищи” наизусть и приготовиться читать его выразительно в классе. Прочитать самостоятельно стихотворение И. П. Токмаковой “Я могу и в углу постоять…” и определить, чем отличается первое стихотворение от второго и почему автор создает такое странное стихотворение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема урока – Дружба, друзья, друг