Тема урока: Боевое товарищество, героизм и подвиги запорожцев в бою под Дубна. Главы VII-VIII



Цель: Показать героизм запорожцев в бою под Дубна; продолжать подбор материала к образам Остапа, Андрея и Тараса; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; воспитывать уважение к славной истории родины; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

1. Проверка домашнего задания.

На доске записано 2 плана VII главы, 2 плана обрабатываются устно, затем записываются

2 плана VIII главы и 2 плана корректируются устно.

Рецензирование, коррекция планов одним учеником – VII главы, вторым – VIII главы.

2. Фронтальньй опрос.

1) Что произошло ночью в лагере осаждавших?

2) Какой приказ отдал кошевой атаман?

3) Какая мысль все утро мучила Тараса?

4) В чем вон был совершенно уверен и чего боялся больше всего?

5) Стал бы так Тарас сомневаться в Остапе?

6) Кто развеял сомнения старого полковника?

7) Что больше всего поразило Тараса? (“Скажи, что отец – теперь не отец мне, брат – не брат, товарищ, – не товарищ, и что я с ими буду биться со всеми. Со всеми

буду биться!”).

8) Зачем казаки, стоя под стенами осажденного города, осьпали насмешками вражеское войско?

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Работа над описанием отдельных эпизодов боя.

– Обратить внимание на образные, художественные средства, используемые Гоголем для придания выразительности описанию.

Подтвердить примерами. (Сравнения. Постоянные зпитеты. Повторения.

Единоначалие предложений (анафора)).

Какой из литературных жанров вам это напоминает? Какой из эпизодов боя наиболее важен для главных героев? (Выборы Остапа куренным атаманом). Обратить внимание на ответ Остапа и реакцию Тараса.

2. Работа над описанием Рады по поводу разделения казачества
на два отряда.

В чем свидетельствует разделение казачества на две части? Какое важное событие связано в этом эпизоде с главными героями? Зачем Гоголь так подробно рассказывает о казаках, называя даже их имена?

Что предложил Тарас товарищам на прощание?

3. Словарная работа (“оселедец”, “наказной атаман”, “Бульбенко” -“
по отношению к Остапу).

Учитель. Тарас сказал, прощаясь: “Перед нами дела большого пота, великой казацкой доблести!”.

Посмотрим, как автор оценивает результат данного похода и всей доблестной истории казачества.

4. Выразительное чтение текста (с середины последнего абзаца:
“Не погибнет ни одно великодушное дело…”).

Какова главная мысль этого отрывка? Можно ли сказать, что здесь речь идет также и об огромном значении ллитературы в жизни человека и общества?

III. Подведение итогов урока

(с использованием приема “Свободный микрофон”).

Что было главным в делах и мыслях запорожцев? За что больше всего ценили они своих собратьев и чем награждали? Какая еще самая большая награда за доблесть называется в книге?

IV. Домашнее задание.

Читать главу IX, составить план; выписать цитаты к образам Остапа, Андрея и Тараса; подготовить устный комментированный пересказ эпизодов боя (первая часть главы); отметить слова, которые описывают поведение казаков в бою.

Индивидуальное задание: Выразительное чтение речи Тараса в товариществе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема урока: Боевое товарищество, героизм и подвиги запорожцев в бою под Дубна. Главы VII-VIII