Тема труда в драматургии 30-х годов
Магистральной темой драматургии 30-х годов стала тема труда, преобразующего как саму действительность, так и, что особенно важно, человека – строителя нового мира. В своей первой пьесе “Темп” (1929) Н. Погодин поведал зрителю о том, как вместе с борьбой за темпы на одной из строек страны растет сознательность рабочих и вчерашних крестьян. В отличие от большинства произведений той поры армия строителей здесь – не “масса одноликая”.
Драматург стремится наделить своих персонажей индивидуальными чертами. При этом, правда, искусство
Не случайно сам автор назвал “Темп” “почти очерком”, видя в его документальности залог правдивости.
На очерково-документальной основе создана Погодиным и пьеса “Поэма о топоре” (1931). Ее тема (получение в стране первой нержавеющей стали) и образ главного героя Степана навеяны
Но вместе с тем “Поэма о топоре” – следующий шаг драматурга на пути к высокой художественной типизации.
Нравственно-психологическая проблематика – взаимоотношения личности и коллектива, людей друг с другом – главный стержень пьесы. Автора привлекает совершающийся в глубинах человеческого сознания процесс рождения нового отношения к труду как к творчеству, что требовало тонкого психологического инструментария для своего раскрытия. В пьесе нашел отражение и типичный для драматургии тех лет конфликт – борьба с ловко маскирующимся классовым врагом на производстве.
Эволюция, духовный рост Степана показаны драматургом убедительно. Герой не только хочет овладеть знаниями, у него формируются новый строй чувств, коллективистская психология, сознание ответственности перед товарищами по работе. Личный успех Степана воспринимается как успех всего коллектива.
И хотя характеры остальных действующих лиц, по сравнению с главным персонажем, менее рельефно выписаны, пьеса в целом была хорошо встречена зрителями.
Related posts:
- Важные особенности драматургии 50-60-х годов Важной особенностью драматургии конца 50- 60-х годов является то, что на сцене вновь заявил о себе значительный характер, человек труда и подвига. Дронов – герой пьесы С. Алешина “Все остается людям” (1958) – личность крупная, сильная. Он не просто талантливый ученый, он – мыслитель, философ. Спор Федора Дронова с отцом Серафимом – спор о значимости […]...
- Окончание эпохи драматургии 30-х годов Если в творчестве А. Афиногенова и А. Арбузова этические конфликты обретали преимущественно остродраматическое воплощение, то в пьесе Виктора Гусева “Слава” (1936) при решении тех же противоречий преобладала лирическая тональность. Погоня за личной славой и тяжелый опасный труд – подвиг во имя спасения людей – таковы полярные жизненные позиции двух центральных персонажей пьесы. Кого из двух […]...
- Начало развития драматургии в начале 30-х годов В годы развернутого социалистического строительства перед драматургией встали сложные задачи. Предстояло не только осмыслить новые конфликты и нового героя, но и воплотить осознанное в такие формы, которые наиболее полно отвечали бы тенденциям современной действительности. Разные творческие установки художников обусловили многочисленные дискуссии и полемику тех лет на страницах специальных журналов и газет, на совещаниях, конференциях, диспутах. […]...
- Дворянское “злонравие” ведущая тема драматургии Фонвизина Денис Иванович Фонвизин – автор знаменитой комедии “Недоросль” (1782), которая не сходит со сцены до наших дней. Ему принадлежит также комедия “Бригадир” (1769) и ряд других сатирических и публицистических произведений. По своим убеждениям Фонвизин был близок к просветительскому лагерю. Ведущая тема его драматургии – дворянское “злонравие”. Его отношение к “благородному” сословию далеко от взгляда стороннего […]...
- Социальная сущность героя в драматургии “Герой драмы”, – утверждал В. Киршон,- никогда не будет социальным типом, если не будет разработан характер. Схему типа создать без разработки характера возможно, настоящий тип создать нельзя, ибо под “типом” мы понимаем не только социальную сущность героя, но и ему одному присущие неповторимые черты” Ратуя за классическое наследие русской драматургии, сторонники этой точки зрения отрицали […]...
- Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова (“Вишневый сад”) Последнюю свою пьесу, “Вишневый сад”, Чехов завершил на пороге первой русской революции, в год своей ранней смерти. Писателю казалось, что он пишет комедию, легкий водевиль, “местами даже фарс”, но невольно из-под его пера выходило сложное, многоплановое произведение, доводившее до конца все прежние мотивы его произведений и в этом смысле итоговое. Название пьесы символично. “Вся Россия […]...
- Тема труда в творчестве Некрасова Какое развитие получает в творчестве Некрасова тема труда? Формируя концепцию сочинения, вспомните, что в русской народной традиции актуализировалась мысль о необходимости постоянного труда: он считался естественной потребностью, от него напрямую зависела жизнь крестьянина. Объясните религиозно-нравственный смысл труда: в соответствии с традиционной крестьянской этикой труд рассматривается как необходимое, возвеличивающее, праведное дело. Считается, что тяжелая работа (ее […]...
- Тема денег как социального зла в драматургии XIX века В начале 60-х годов одной из наиболее значительных драм, посвященных дореформенной деревне, стала пьеса А. Ф. Писемского “Горькая судьбина”. Автор, несколько лет проработавший в губернском костромском правлении чиновником особых поручений, почерпнул сюжет из местной судебной практики. “Романтизировав” действительность, писатель организовал житейский материал по законам сцены. Главный герой драмы – Ананий Яковлев – “питерщик”, то есть […]...
- Тема урока: Охрана труда Вид урока : изучение нового материала. Цели урока : 1) Образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятие Дисциплина труда, дисциплинарное взыскание, виды Дисциплинарных взысканий и поощрений); 2) понять цель, значение и сущность правоотношений по Охране труда; 2) Воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам права; 3) Развивающие: Развитие речи, внимания, памяти, логического Мышления и […]...
- Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать? “ Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме. Но один из образов, представленных во втором сне Веры Павловны, не вызывает сомнений в том, для чего он создан автором. Это – “реальная […]...
- Романы 30-х гг. о людях труда, об индустриальной революции Очеркист Борис Агапов написал в 1930-1933 гг. в серии очерков “Машина быстроты” о неведомом еще народу общем счастье ускорения хода времени, создании индустриальной России, о конвейере как “машине быстроты”, об автозаводе на Волге как “фабрике темпов”, новом, бескровном этапе революции: “Второе поколение революции шло на войну в цементном дыму. Танки экскаваторов расчищали ему путь, артиллерия […]...
- Русское дворянство в драматургии А. П. Чехова Умей нести свой крест и веруй. А. Чехов Всю свою жизнь Чехов наряду с повестями и рассказами писал пьесы и водевили. Его слава драматурга не уступает его популярности прозаика, а во многих странах мира, пожалуй, даже превышает ее. Чехов-прозаик начинал с юморесок, с сотрудничества в мелкой прессе. Не таким был дебют Чехова-драматурга. Его первая пьеса […]...
- Тема труда в жизни. 1 – 4 класс КАК ДОБЫВАЮТ САХАР. Сахар добывают из свеклы. Свеклы растут в поле. Когда они созревают, их выкапывают и перевозят на сахарный завод. На заводе свеклы моют. Потом они поступают на машину, которая режет их на тоненькие полоски. Эти полоски кладут в чаны с горячей водой. Вода вытесняет из свеклы сок и растворяет его в себе, превращаясь […]...
- Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира. Тема гибели дворянского гнезда становится одной из основных тем […]...
- Тема труда в рассказе Платонова “Никита” Тема труда в рассказе А. П. Платонова “Никита” Главный герой рассказа Андрея Платоновича Платонова – Никита. Об этом говорит и название произведения. Никита – пятилетний мальчик, отец которого ушел на войну и не вернулся. Поэтому мать Никиты целый день трудилась в поле, а Никита оставался дома один. Платонов показывает нам один такой день из жизни […]...
- “Чайка” – первая пьеса русской новой драматургии I. Мотивация учебной деятельности Учитель. Как-то А. П. Чехов сказал: “Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как и в жизни. Люди обедают, лишь только обедают, а тем временем строится их счастье и разбивается их жизнь”. Сегодня на уроке мы и попробуем разобраться, в чем заключается, по […]...
- Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской драматургии (А. П. Чехов. “Чайка”) В записных книжках Антона Павловича Чехова есть небольшая заметка’ “Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть..” Это определение, как всегда у Чехова краткое, вводит нас в атмосферу его художественных и духовных исканий. Звучит здесь вера в то, что человек способен на изменение, что нравственное пробуждение скрыто в натуре каждого, что понятия […]...
- Тема “лишнего человека” в драматургии Чехова Чехов продолжает заявленную Бальзаком тему накопительства. Причем для русского классика тема денежного обогащения не представляется важной. Его вовсе не интересует денежная ценность вещей, которыми себя окружают герои. Напротив, чем бесполезнее, не нужнее вещь, тем большего внимания она заслуживает. Тема “лишнего человека” плавно переходит в тему “лишней вещи”. Обратимся к рассказу “Коллекция”, герой которого, Миша Ковров, […]...
- Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Что делать? Чернышевский Н. Г Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме. Но один из образов, представленных во втором сне Веры Павловны, не вызывает сомнений в […]...
- Историческая тема в драматургии А. С. Пушкина Вскоре после окончания “Бориса Годунова” Пушкин задумал создать ряд новых драматических произведений на сюжеты из самых разных исторических эпох и жизни разных народов. Еще во время ссылки в Михайловском в его творческом сознании возникли замыслы нескольких пьес. Три из них получили необычайно стремительное воплощение: за две недели Пушкиным были окончены “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, […]...
- Герои-“недотепы” в драматургии А. П. Чехова План 1. Кто такие “недотепы”? 2. Герои-недотепы в пьесе “Вишневый сад”. 3. Важность сочувствия. Драматургия Антона Павловича Чехова – это настоящий кладезь не только неподдельных, тонких, “настоящих” человеческих эмоций, но и “живых”, четких и объемных образов. Каждый чеховский герой весьма многогранен. В пьесе “Вишневый сад” изображены самые что ни на есть привычные и знакомые современнику […]...
- Тема урока: Трудовой договор как основа правоотношений в сфере труда Вид урока : обобщение изученного материала. Цели урока : 1) образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятия индивидуальный и коллективный трудовой договоры, участников трудовых правоотношений, порядок и условия заключения трудового договора); 2) воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам права и правового решения трудовых споров; 3) развивающие: развитие речи, внимания, памяти, логического Мышления и […]...
- Роль символики и подтекста в чеховской драматургии Глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе ведут к главному в этой пьесе – к мысли о людях, их жизни в прошлом, настоящем и будущем. История вишневого сада, отношение к нему героев выявляет и объясняет их характеры и психологию. Прошлое и настоящее – весьма значительные категории в “Вишневом саде”. Философское содержание […]...
- Сочинение на тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин […]...
- Деревенская тема в русской литературе 60-80-х годов XX века Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин […]...
- Сочинение на тему: Герои-“недотепы” в драматургии А. П. Чехова Драматургия Антона Павловича Чехова – это настоящий кладезь не только неподдельных, тонких, “настоящих” человеческих эмоций, но и “живых”, четких и объемных образов. Каждый чеховский герой весьма многогранен. В пьесе “Вишневый сад” изображены самые что ни на есть привычные и знакомые современнику автора человеческие характеры, и в то же время большинство из них – самые настоящие […]...
- НОВАТОРСТВО ДРАМАТУРГИИ Г. ИБСЕНА Конец ХІХ – начало ХХ столетия характеризуется интересными творческими поисками в мировой литературе. Эти поиски обусловили возникновение новых жанров и форм произведений. Драматургия не составила исключение. Норвежский драматург Генрик Ибсен не только занимал одно из первых мест в литературе нашего столетия. И дело не только в том, что он поставил вопрос, которые волновали его современников. […]...
- ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 60-х-80-х годов Еще в 1945 г. А. Н. Толстой высказал предположение, которому суждено было сбыться. Он говорил о том, что Великая Отечественная война надолго останется отправной точкой всех искусств – от эпоса и трагедии до лирических стансов. Время от времени критика начинала писать об “усталости” военной темы, но вновь появлялись произведения, опровергавшие эту точку зрения. Причем авторами […]...
- “Хозяин” И. К. Карпенка-Карого – выдающееся достижение драматургии XIX столетия И. Карпенко-Карый – корифей украинской драматургии, его идеи не умерли, “они живут между людьми и, стараясь воплотиться в живые формы, убрать реального содержания, напоминают им о том, кто их вытворил, кому они обязаны своим появлением в мире…” (Симон Петлюра). И. Я. Франко назвал И. Карпенка-Карого первым мастером на ниве украинской драматической литературы. Границы объектов творчества […]...
- ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-х ГОДОВ “С детства я представляла гражданскую войну как схватку “хороших” красных с “плохими” белыми, – так начала свое сочинение выпускница 11-го класса. – В той сказке правда всегда была на стороне красных, и наши непременно побеждали. Я как-то даже не задумывалась о людях по другую сторону баррикад. Но ведь они тоже сражались за свою правду. Потеряв […]...
- Драматургия Гермиании 50-х годов Общее требование сценического изображения проблем и конфликтов современности привело в начале 50-х годов к созданию пьес, которые поставили в центр внимания новый характер труда и воспитание зрителей в духе революционной активности на производстве. Однако подобно тому, как это происходило в производственном романе (348), современные проблемы преподносились скорее в агитационном плане, чем с последовательным соблюдением особенностей […]...
- Драматургия 1950-80-х годов. Нравственные проблемы в творчестве А. Н. Арбузова 1. Центральная тема творчества Арбузова. 2. “Иркутская история” – пьеса о человеке и времени. 3. Духовное возрождение героини. Основные черты определенного эстетического течения находят в творчестве каждого писателя особое выражение, обусловленное его художественной индивидуальностью. Будучи до конца верным лирико – романтическому направлению, Алексей Николаевич Арбузов – русский советский драматург – выступает как художник, обладающий, своим […]...
- Образ будущего в драматургии Маяковского Маяковский определил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в бедующее в своем творчестве. В сущности он был и остался футуристом в широком смысле слова. Как и положено футуристу Маяковский восторженно принимает революцию как предвестницу грядущего. Он видит свою задачу в творении нового искусства – искусства будущего. Особое значение […]...
- Художественное своеобразие драматургии А. П. Чехова Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка любимой мысли. Свобода. А. С. Пушкин Ставя пьесы А. П. Чехова на сцене Московского Художественного театра, К. С. Станиславский разработал новую театральную систему, которая до сих пор называется “системой Станиславского”. Однако эта оригинальная театральная система появилась благодаря новым драматургическим принципам, воплощенным […]...
- Особенности драматургии А. Н. Островского 1. Краткая биографическая справка. 2. Наиболее известные пьесы Островского; характеры и конфликты. 3. Значение творчества Островского. Будущий драматург А. Н. Островский родился в 1823 году. Его отец служил в городском суде. В восемь лет Островский лишился матери. Отец женился во второй раз. Предоставленный сам себе, мальчик увлекся чтением. По окончании гимназии А. Н. Островский несколько […]...
- Новые художественные принципы в драматургии Шекспира Шекспир – одно из тех чудес мира, которым не перестаешь удивляться: история двигается гигантскими шагами, изменяется образ планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отдаленный от нас несколькими веками. Чем более зрелым становится человечество в духовном плане, тем больше глубин открывает оно в творчестве Шекспира. Десятки, сотни жизненных ситуаций, в которых […]...
- Традиции и новаторство драматургии Марка Кропивницкого Марк Кропивницкий вошел в историю украинского искусства как великий актер и талантливый режиссер, драматург, автор популярных песен. Он сам создавал декорации к спектаклям, увлекался живописью. Но особенно глубоко раскрылся его талант в драматургии. Он автор десятков пьес. Иногда они писались быстро, лихорадочно, чтобы удовлетворить репертуарный голод, и потому часто после премьеры драматург снова правил, изменял, […]...
- Особенности драматургии Алексей Николаевич Толстой создал свыше сорока пьес – параллельно стихам и художественной прозе, статьям и очеркам. Для театра он работал всю жизнь. А. Н. Толстой дореволюционных и первых революционных лет – это прежде всего комедиограф. Его пьесы и водевили: “Нечаянная удача”, “Насильники”, “Касатка”, “Нечистая сила” имеют “благополучный конец”. Это говорит о радостном мироощущении драматурга, который […]...
- Новаторство драматургии Чехова Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. В 1876 году отец Чехова разорился и переехал с семьей в Москву. Антон остался один в Таганроге. Он учился в гимназии, зарабатывал на жизнь частными уроками. Писательский талант проявился у Чехова рано, еще в гимназии. Девятнадцати лет Чехов поступил на медицинский […]...
- Сочинение: О главном герое драматургии А. Н. Арбузова О главном герое драматургии А. Н. Арбузова Мир героев Арбузова сложен и неоднозначен. Это богатый и разносторонний мир людей, окружающих нас в повседневной действительности. Арбузов, как правило, пишет о жизни обыкновенной, он не стремится к исключительным ситуациям и событиям. По мнению драматурга, именно будни формируют человеческую личность. Причем для Арбузова даже обычный день не так […]...