Тема труда в драматургии 30-х годов

Магистральной темой драматургии 30-х годов стала тема труда, преобразующего как саму действительность, так и, что особенно важно, человека – строителя нового мира. В своей первой пьесе “Темп” (1929) Н. Погодин поведал зрителю о том, как вместе с борьбой за темпы на одной из строек страны растет сознательность рабочих и вчерашних крестьян. В отличие от большинства произведений той поры армия строителей здесь – не “масса одноликая”.

Драматург стремится наделить своих персонажей индивидуальными чертами. При этом, правда, искусство

типизации еще не поднялось настолько, чтобы характеры получили значительное социально-историческое наполнение. Этому были свои причины: лефовская теория факта, весь предшествующий опыт газетчика и очеркиста оказали влияние на молодого драматурга.

Не случайно сам автор назвал “Темп” “почти очерком”, видя в его документальности залог правдивости.

На очерково-документальной основе создана Погодиным и пьеса “Поэма о топоре” (1931). Ее тема (получение в стране первой нержавеющей стали) и образ главного героя Степана навеяны

впечатлениями от встреч со златоустовскими рабочими. Хроникально-документальная композиция пьесы также служила цели представить происходящее на сцене как события реальной жизни.

Но вместе с тем “Поэма о топоре” – следующий шаг драматурга на пути к высокой художественной типизации.

Нравственно-психологическая проблематика – взаимоотношения личности и коллектива, людей друг с другом – главный стержень пьесы. Автора привлекает совершающийся в глубинах человеческого сознания процесс рождения нового отношения к труду как к творчеству, что требовало тонкого психологического инструментария для своего раскрытия. В пьесе нашел отражение и типичный для драматургии тех лет конфликт – борьба с ловко маскирующимся классовым врагом на производстве.

Эволюция, духовный рост Степана показаны драматургом убедительно. Герой не только хочет овладеть знаниями, у него формируются новый строй чувств, коллективистская психология, сознание ответственности перед товарищами по работе. Личный успех Степана воспринимается как успех всего коллектива.

И хотя характеры остальных действующих лиц, по сравнению с главным персонажем, менее рельефно выписаны, пьеса в целом была хорошо встречена зрителями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема труда в драматургии 30-х годов