Тема свободы и несвободы в романе В. С. Гроссмана “Жизнь и судьба”

1. Творческий путь Гроссмана.
2. Основная задача писателя, поставленная в романе “Жизнь и судьба”.
3. Вопрос свободы в романе.
Роман Василия Семеновича Гроссмана “Жизнь и судьба” выходит за рамки только военной прозы. В основе этого произведения – попытка осмыслить не столько события военных лет, сколько осмыслить весь XX век. То же наблюдаем мы и во многих других произведениях этого периода, например, в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”, А. И. Солженицына “Красное колесо”.

Василий Гроссман к началу войны

– уже сложившийся писатель, талантливый очеркист. К своему роману “Жизнь и судьба” писатель идет через очерки 1942-1943 годов, которые затем были собраны в книге “Сталинград”. Военные события меняют его художественное мировоззрение.

В 1954 году Гроссман издает роман “За правое дело”. В ходе работы над этой книгой Гроссман пишет, что очень увлечен этим романом, что через исследование исторического прошлого осознает то, что происходит в современности. В романе “За правое дело” Гроссман выступает как типичный автор соцреализма, хотя и пытается выйти за его рамки.

В этом романе писатель

ставит задачу изобразить всю сложность процесса коллективизации.
Последующее произведение “Жизнь и судьба” связано с романом “За правое дело” сюжетными линиями, поэтому многие исследователи творчества Гроссмана называли эти произведения “дилогией в двух частях”. Но в новом романе автор уже выступает не как писатель соцреализма, а как писатель реализма своего, гроссмановского. Судьба романа трагична. “Жизнь и судьба” был закончен в 1962 году, но запрещен для публикации как книга прямо противоположная политической линии партии, а рукопись была арестована. Гроссман же попадает в разряд неблагонадежных авторов.

Он пишет письмо Хрущеву, которое ничего не изменило, и своим возвращением к читателю роман обязан А. Д. Сахарову, Е. Г. Боннэр, В. Н. Войновичу. Так, в 1981 году роман стал известен за рубежом, а затем и в России.
В центре романа – Сталинградская битва, но для писателя главным становится не изображение батальных сцен, а определение основной причины победы в этой битве. Он приходит к выводу, что этой причиной стала свобода, стремление человека к ней. Отсюда размышления писателя о том, насколько свободен человек в XX веке. Писатель противопоставляет свободе человека насилие над личностью, любая несвобода человека воспринимается как насилие.

В условиях тотальной несвободы человек и государство оказываются на разных полюсах. В битве при Сталинграде побеждает не Советское государство, а русский народ. Государство выступает как институт насилия, оно основано на подчинении и страхе.

Такое государство не могло противостоять фашизму, только русский народ смог это сделать.
Фашизм в романе изображен не только как социально-историческое явление, а как некая темная сила, разрушающая жизнь. Фашизм устанавливает отношения между людьми, основанные на страхе и агрессии. Достаточно вспомнить встречу в лагере фашиста Лисса со старым большевиком Мостовским. Мостовской – революционер, представитель ленинской гвардии слушает размышления Лисса о том, почему должен победить фашизм.

Он говорит, что человек есть “ничто по сравнению с идеей”, цель, если она великая, не должна оцениваться с точки зрения критериев морали и нравственности. Слушая его, Мостовской с ужасом понимает, что и сталинизм и фашизм основаны на общих убеждениях. Мостовский искренне считал, что социализм – это свобода, поэтому можно было принести в жертву социализму многое, в том числе настоящую свободу. Поэтому Мостовской не был против репрессий в 1937 году.

Теперь он понимает, что и сталинизм и фашизм – это тоталитарная лестница, во главе которой один человек. Этой системе служат такие люди, как Неудобное, палач по своей сути, который подписывает огромные списки для отправки в лагеря. Он, “энтузиаст 37 года”, осуществляет линию партии, выявляет уклонистов, отправляет их в лагеря.

Роман Гроссмана полицентричен, у него множество сюжетных линий. Но всегда в центре практически каждого сюжета – вопрос свободы человека. Многие люди легко соглашаются с ограничением собственной свободы.

Как только люди понимают, что требуется партии, государству, они начинают чувствовать себя в безопасности. Сразу после победы возникает спор победившего народа и победившего государства. После боя человек получает свободу, осознает себя независимой личностью.

А после того, как он освобождает город, принадлежащий государству, начинает снова действовать система страха. Власть обожествляется: “На все воля Сталина”. Кстати, вождя Гроссман изображает как старого больного человека.

Гроссман пишет о “еврейской теме”, об уничтожении целого народа ради определенной идеи. Для самого писателя характерен еврейский менталитет, отраженный в стремлении бросить библейский взгляд на события войны.

“Жизнь и судьба” – понятия и близкие и в тоже время далекие друг от друга. Жизнь – это свобода, многообразие, а судьба – это то, что эту свободу и это многообразие структурирует. То есть человек зависит в первую очередь от судьбы, свобода человека ограничена властью судьбы.

По Гроссману, судьба ведет человека, а у человека всегда есть выбор, даже если он что-то не может не сделать, он имеет право не хотеть это делать. Автор утверждает: “Жизнь пробивается через все. Сильнее несвободы может оказаться сам человек”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема свободы и несвободы в романе В. С. Гроссмана “Жизнь и судьба”