Тема судьбы и образ “потерянного” поколения в “Герое нашего времени”

В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его “продуктом”.

Наглядно мы видим это в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин – представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М. Ю. Лермонтов первым создал в русской литературе образ “потерянного” поколения,

показав двойственность человека, его слабость и силу.

Именно с Печорина началась целая плеяда “лишних людей”.

Почему именно Лермонтову была так близка эта тема? Писатель сам отвечает на этот вопрос в предисловии к роману, говоря, что в нем собран портрет всего его поколения, ведь сам он представитель поколения 30-х годов ХІХ века, поколения, которое ощутило жестокую реакцию царского правительства после декабристского восстания 1825 года. Николай І старался вырвать с корнем идеи декабристов. Молодому поколению сложно было бороться за свои идеи в таких условиях.

Судьба людей, одаренных от природы

волей и умом, была обречена. Показательны раздумья главного героя романа Печорина о людях предшествующих поколений, которые жили великими идеями, были способны на героические поступки. Тогда дворяне шли на подвиг, не страшились ссылок в Сибирь.

А о своем поколении Печорин говорит, что оно равнодушно ко всему. В обществе царило неверие, эгоизм. Не случайно многие историки считают это время эпохой нравственного распада.

И подтверждение тому образ Григория Александровича Печорина.

Жизнь Печорина показана через ряд происшествий, которые по-своему открывают грани его души, глубину и одаренность его личности и ее трагизм. Это судьба человека сильной воли, которая обречена на бездействие. Это образ “потерянного” поколения, который заключается не в слабости, а в отсутствии возможности героических поступков.

Печорин весь соткан из противоречий: “необъятные силы души” – и недостойные, мелкие поступки. Он хочет любить весь мир, но приносит людям лишь несчастье. У него есть благородные и высокие стремления, но побеждают мелкие чувства.

В нем бурлит жажда жизни и откровенная безнадежность, какая-то осознанная обреченность. Он сам признается Максиму Максимычу в том, что “испорчена светом” его душа. Это светское общество, где ему приходилось жить.

Печорин говорит, что лучшие свои чувства он прятал, боясь насмешек, пока они там и умерли.

Раскрывает трагизм судьбы этого человека его дневник. Мы видим, что Печорин имеет горячее сердце, способен глубоко чувствовать и переживать (свидание с Верой, смерть Белы), хотя он всячески пытается скрыть это равнодушием. Черствость и равнодушие – маска самозащиты.

Становится понятно, что Печорин – это исковерканная временем судьба, образ поколения, когда идеалы старого разрушены, а новых еще нет. Герой сам страдает, задавая себе вопрос, для какой цели он родился, и зачем жил. Это поколение, которое не нашло своего места в жизни.

М. Ю. Лермонтов в годы жестокого подавления личности показал нам судьбу и образ “потерянного” поколения, как бы призывая к действию, размышляя о человеческой личности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 3.33 out of 5)
Loading...

Тема судьбы и образ “потерянного” поколения в “Герое нашего времени”