Тема странничества в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”

В творчестве Н. С Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более – русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя. В повести “Очарованный странник” Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу.
Уже в самом названии повести намечены две основные темы произведения: тема “очарования” и тема “странничества”.

Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих. Поэтому “Очарованный странник” в значительной степени восходит и к жанру хождений, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы.

Повествование в хождениях велось от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое и, в то же время, пристрастное описание путешествия.
Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения “красоты совершенной”. Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины,

за которую он в конце пути “ополчался” воевать.
С Флягиным мы встречаемся во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Рассказчик отмечает сходство Ивана Северьяновича с былинным героем Ильей Муромцем: “Это был огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…” Мне кажется, что сравнение героя с богатырем – это своеобразный ключ к понимаю как самого этого образа, так и смысла названия повести.
Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей. Путь странника Флягина – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл.

Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
По молодости лет в Иване сказывалось озорство и азарт. Он любил лошадей и быструю езду. Сам того не желая, Флягин губит старого монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но монах то и дело является ему во снах.

Он донимает героя вопросами, предсказывает его жизненные испытания, которые тому еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от подобных мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.
Однажды герой спасает своих хозяев от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда их повозка чуть не срывается в пропасть. Особый этап в жизни героя – это воспитание девочки. Здесь показано, что за внешней грубостью Флягина скрыта огромная доброта. Впервые Иван понимает душу другого человека, он испытывает сострадание и привязанность.

Когда Флягин сталкивается с матерью девочки, в нем борются противоречивые чувства. Но он принимает решение отдать ребенка матери. В своих поступках герой руководствуется не личными, корыстными симпатиями, а поступает соразмерно чувству долга, совести.
Затем герой попадает в плен на десять лет. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родине и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез, поэтому он всегда стремится к побегу. В плену его угнетает бедность впечатлений.

Русская жизнь для героя неизмеримо полнее и богаче духовно. Воспоминание возвращает Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему предоставляется.
Герой добрался до родной земли, но Святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Встреча с Груней духовно возвеличивает Флягина. Здесь наиболее полно выражена тема “очарования”.

Именно так можно охарактеризовать то состояние, которое переживает герой. Ради любимой Иван Северьянович решается на убийство: он помогает Груне свести счеты с жизнью. Затем герой идет путем послушания. Он меняется с человеком, которого он даже не знает, судьбой.

Герой пожалел убитых горем стариков, сыну которых грозила рекрутчина.
Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Флягин становится монахом. Но монашество не будет для него тихой пристанью, завершением пути.

Герой готов пойти на войну: “за народ очень помереть хочется”.
Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого у этого простого человека находятся такие пронзительные слова.
Лесков изображает героя как много пережившего и перестрадавшего человека. В нем заключен не только личный, но и огромный народно-исторический опыт суждений о мире. Таким образом, в повести “Очарованный странник” тема странничества заключена в раскрытии образа “очарованного странника” земли русской Ивана Северьяновича Флягина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема странничества в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”