Тема России в творчестве поэтов Серебряного века

Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы “серебряным веком”.Этот период отмечен именами таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева и др.
Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям,- это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в ее великое будущее.
Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России. Но каждому

из них пришлось испить из чаши страданий, выпавших в то время на долю Родины и народа.
Талантливые стихи М. Цветаевой долго не публиковались. А когда увидели свет, стало ясно, как горько переживала поэтесса судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли ее сердце.
Бессонница меня толкнула в путь.
О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!-
Сегодня ночью я целую в грудь-
Всю круглую воюющую землю!…
Бедствия народа – вот что пронзило ее душу.
Чем прогневали тебя эти серые хаты,-
Господи!-и для чего стольким простреливать грудь!
/> Поезд прошел, и завыли, завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий в путь…
В годы народного горя, еще не вполне понимала причины и маштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный.
М. Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир “сытых”; душа болела за врага.
Два на миру у меня врага,
Два близнеца – неразрывно – слитых:
Голод – голодных – и сытость сытых!
Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М. Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре. На всю жизнь сохранила она острое ощущение, “что зарей в Кремле Легче дышится – чем на всей земле!”
Щемящей тоской проникнуты стихи, посвященные разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми “расстояние: версты, мили… рас – ставили, рас – судили… по двум разным концам земли…”
В 1925г. с какой грустью пишет она:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Мотив “Россия, родина моя!”, ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении “Родина”(1932г.) Здесь горькое сознание “разъединенности неразъединимого”: “родина моя” и одновременно “чужбине”. А дальше признание:
Настолько родина и сталь
Рок, что повсюду, через всю
Даль – всю ее с собой несу!
Тема родины звучит и в последним цикле стихов – антифашистских стихов, тема родины и в “Стихах к Пушкину”, и в “Стихах к сыну” с настойчивым советом : “Езжай, мой сын, в свою страну…”
Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г., в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе…
Естественно, что в поэзии А. Блока, поэтический дар которого так высоко ценила М. Цветаева, тема родины раскрывается иначе.
Первым воплощением этой темы в творчестве Блока стало стихотворение “Осенняя воля” (1905г.). Здесь высказано самое дорогое – убеждение, что в любви к родине – спасения человека, что невозможно представить свою судьбу в отрыве от судьбы родины: “Как жить и плакать без тебя!”
Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл “На поле Куликовом”(1908г.)
Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим. Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми:”И вечный бой! Покой нам только снится…”
Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его “роковой, родной страны!”
Революцию Блок принял как избавление от “старого мира”, “страшного мира”.
Двенадцать апостолов революции в поэме “Двенадцать”(1918г.) символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира “в белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос”. Блок верил в очистительную представлялось поэту как “великое возрождение под знаком мужественности и воли.
Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока. Ведь им написана прекрасная ода “Скифы”,в которой поэт снова, уже после революции, размышляет об исторических судьбах и задачах России. Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова-о родине.
А Есенин, как бы перекликающийся в своем признании с другим великим поэтом – с Лермонтовым:
Но люблю тебя, родина кроткая
А за что – разгадать не могу.
Выходец из народной среды, Есенин отдал свое сердце поэта русской деревне, русской природе: “Все равно останусь я поэтом золотой, бревенчатой избы”. Горько было осознать ему, что время революционных перемен не принесло доброго, светлого в жизнь деревне, не получилось “мужицкого рая”.
Но голос Есенина, воспевающего “Русь, малиновое поле”, “нескончаемое синее, нежное”, “голубую Русь” с ее зелеными лугами, золотистыми осенними лесами, был подхвачен одним из самых талантливых поэтов нашего времени.
Эта муза не пришлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу,
писал Н. Рубцов о Музе Есенина.
Творчество Рубцова – это искренняя песнь о любви к Родине, к России, продолжающая святые традиции поэтов “Серебряного века” воспитывающих в нас любовь к нашей дорогой, страдающей, но прекрасной Родине.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема России в творчестве поэтов Серебряного века