Тема Родины в творчестве Ф. И. Тютчева

Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии.

Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы – в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был “русский сердцем и душою”.
Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Эту

веру поэт пронес через всю свою жизнь. “Истинный защитник России – это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу”, – писал Тютчев в статье “Россия и Германия”.
Россия для поэта – это “край родной долготерпенья”, “грустные места”, со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот “бледные березы”, “пустырник легкий”, “мох седой”.

Все так бледно, уныло, мертвенно.

Кажется, усталая природа спит, “погрузившись в сон железный”. Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть:
…Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль – с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой…
Все голо так и пусто-необъятно.
В однообразии немом…
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.
(“На возвратном пути” )
В душе его еще живы воспоминания о краях, где “радужные горы” и “лазурные озера”. Однако Россия для Тютчева – это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной.

Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и “бедных селений” у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию:
Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.
( “Эти бедные селенья” )

Земля эта у поэта – земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России, в ее особую миссию звучит в стихотворении “Нет, карлик мой! трус беспримерный!..”.

Стихотворение обращено к государственному канцлеру Карлу Васильевичу Нессельроде, который пропагандировал в России антирусские настроения. Русь, по мнению поэта, несмотря ни на какие веяния модных и прогрессивных идей, не отречется от своего великого предназначения:
То, что обещано судьбами

Уж в колыбели было ей,

Что ей завещано веками

И верой всех ее царей…

Венца и скиптра Византии

Вам не удастся нас лишить!

Всемирную судьбу России –

Нет! вам ее не запрудить.
(“Нет, карлик мой! трус беспримерный…” )
У России, по мысли Тютчева, свой особый путь, далекий от западных революционных идей, бунтов, восстаний и переворотов. Поэт считал, что революция по природе своей чужда России. “Россия прежде всего христианская империя. Русский народ – христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы.

Революция – прежде всего враг христианства”, – писал Тютчев в статье “Россия и революция”.
Революционное движение поэт воспринимал как безудержную природную стихию, проникнутую бесовским, сатанинским началом. Россия же в представлении Тютчева – страна незыблемых моральных устоев, страна патриархальности и стабильности общественного устройства. Любовь к ближнему, добро, справедливость, христианство и милосердие, мужество и сила духа – вот те качества, что издавна были присущи русскому человеку, что помогли ему выстоять среди всех исторических бурь, в пору смуты и вражеских нашествий.

В этом залог величия и жизненной стойкости России.
Волн неистовых прибоем,

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой, –

Но спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!
Так Тютчев писал в стихотворении “Море и утес”. Бурные морские волны олицетворяют здесь западное революционное движение, утес же – незыблемость самодержавной России.
Думается, поэт и ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям – к христианству и милосердию, доброте.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема Родины в творчестве Ф. И. Тютчева