Тема Родины в творчестве Ф. И. Тютчева
Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии.
Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы – в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был “русский сердцем и душою”.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Эту
Россия для поэта – это “край родной долготерпенья”, “грустные места”, со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот “бледные березы”, “пустырник легкий”, “мох седой”.
Все так бледно, уныло, мертвенно.
…Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль – с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой…
Все голо так и пусто-необъятно.
В однообразии немом…
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.
(“На возвратном пути” )
В душе его еще живы воспоминания о краях, где “радужные горы” и “лазурные озера”. Однако Россия для Тютчева – это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной.
Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и “бедных селений” у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
( “Эти бедные селенья” )
Земля эта у поэта – земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России, в ее особую миссию звучит в стихотворении “Нет, карлик мой! трус беспримерный!..”.
Стихотворение обращено к государственному канцлеру Карлу Васильевичу Нессельроде, который пропагандировал в России антирусские настроения. Русь, по мнению поэта, несмотря ни на какие веяния модных и прогрессивных идей, не отречется от своего великого предназначения:
То, что обещано судьбами
Уж в колыбели было ей,
Что ей завещано веками
И верой всех ее царей…
Венца и скиптра Византии
Вам не удастся нас лишить!
Всемирную судьбу России –
Нет! вам ее не запрудить.
(“Нет, карлик мой! трус беспримерный…” )
У России, по мысли Тютчева, свой особый путь, далекий от западных революционных идей, бунтов, восстаний и переворотов. Поэт считал, что революция по природе своей чужда России. “Россия прежде всего христианская империя. Русский народ – христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы.
Революция – прежде всего враг христианства”, – писал Тютчев в статье “Россия и революция”.
Революционное движение поэт воспринимал как безудержную природную стихию, проникнутую бесовским, сатанинским началом. Россия же в представлении Тютчева – страна незыблемых моральных устоев, страна патриархальности и стабильности общественного устройства. Любовь к ближнему, добро, справедливость, христианство и милосердие, мужество и сила духа – вот те качества, что издавна были присущи русскому человеку, что помогли ему выстоять среди всех исторических бурь, в пору смуты и вражеских нашествий.
В этом залог величия и жизненной стойкости России.
Волн неистовых прибоем,
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой, –
Но спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!
Так Тютчев писал в стихотворении “Море и утес”. Бурные морские волны олицетворяют здесь западное революционное движение, утес же – незыблемость самодержавной России.
Думается, поэт и ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям – к христианству и милосердию, доброте.