Тема Родины и патриотическая тематика в творчестве Лермонтова

Новый оттенок в трактовке того же мотива содержится и в известном стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” (1841). В нем подводится своеобразный итог долгим раздумьям Лермонтова над проблемой “человек и природа”, о которой много писали и спорили поэты-“любомудры”, Баратынский и др. Стихотворение это, маленькое по размеру (20 строк), совершенное по художественной выразительности и композиционной соразмерности, четко передает развитие поэтической мысли.

Мир природы, полный гармонии (“Спит земля в сияньи голубом…

“), вначале резко контрастен человеку с его смятенным внутренним миром, муками, отчаянием (“Что же мне так больно и так трудно?”). Но в дальнейшем возникает представление о возможности для человека слиться с природой, со всеми людьми, не теряя при этом своего собственного “я”. Исчезает противопоставление возвышенного мира природы и человека, вкусившего горечь разочарований (“Уж не жду от жизни ничего я… “). Стихотворение наполнено большим философским содержанием.

Оно очень эмоционально, проникнуто непосредственным чувством любви к людям, природе, миру.

Это один из шедевров лирики Лермонтова. В лермонтовской поэзии тесно переплетаются самые различные мотивы, образуя органическое единство. Так, в любовной лирике могут выражаться мысли поэта о памяти и забвении, обмане и мщении. Мотив одиночества в ряде случаев проявляется и в пейзажной лирике.

Пейзаж может служить также средством выражения патриотических чувств.

Это особенно заметно в стихотворении “Р о-дина”, исключительно важном для понимания мироощущения поэта совсем незадолго до его гибели. Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Уже в ранней лирике он обращался к ее историческому прошлому (“Два великана”, 1832, и др.).

В 1841 г.’он пишет два стихотворения, раскрывающие разные стороны его отношения к отчизне: “П р о – щай, немытая Россия”, в котором выражено гневное презрение к “стране рабов, стране господ”, и “Р од и н а”, где патриотизм поэта проявляется по-новому. “Люблю отчизну я, но странною любовью…

” – так начинается это полемическое стихотворение. Странность, необычность заключаются в том, что для поэта уже не имеют цены такие привычные понятия, как военная слава, заветные предания старины… Лермонтов не считал нужным анализировать особенности своего патриотизма: “Но я люблю – за что, не знаю сам… ” Для него важнее передать ощущение органической причастности к этому миру русского простора, природы, народа. Для русской поэзии патриотическая тематика всегда связывалась с гражданским пафосом.

А стихотворение Лермонтова – прежде всего лирическое раздумье о родине.

В соответствии с этим меняется и стиль. Движение авторской мысли идет от обобщенных, абстрактных понятий к все более и более конкретным образам.

И в конце появляются признаки пейзажа, быта, непосредственно связанные с жизнью народа. Таким образом, пейзаж выполняет не функции живописного “фона”, но становится выражением важных социальных, философских и эстетических раздумий поэта.

Художественная мысль закономерно обращается к народу, что выражено и стилистически. Это уже новый стиль, появляющийся у Лермонтова, стиль точных слов. По индивидуальным свойствам своего дарования Лермонтов преимущественно лирик.

Он писал и поэмы, и драмы, и прозу. Но все, что бы ни создавал Лермонтов, проникнуто его могучим лиризмом. Богатство содержания, энергия мысли, напряженный психологизм, совершенство художественной формы, музыкальность – все это предопределило важнейшее историко-литературное значение его стихов. В его лирике, как в зародыше, заключены многие открытия русской литературы второй половины XIX в.

– и не только поэзии, но и прозы.



Тема Родины и патриотическая тематика в творчестве Лермонтова