Тема родины и народа в поэме “Мертвые души”



Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Первоначальное желание Гоголя “…показать хотя бы с одного боку всю Русь…” постепенно перерастает в замысел “сочинения полного”, “где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Позднее, уже после публикации поэмы, Гоголь напишет: “Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”.

По словам Герцена, “Мертвые души” потрясли всю Россию”.

В “Мертвых

душах” дана широкая и правдивая картина русской жизни 20- 30-х годов XIX века. Провинциальный город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках “мертвых душ”, крепостная деревня, столица с ее министрами и генералами – таков социальный фон поэмы.

Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир “мертвых душ” – жадных стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его дикими полицейскими порядками, моралью

крепостников и помещичьим произволом.

Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых тонах. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”.

Кучер Селифан – не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова, и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”

Как только Гоголь переходит от помещиков и чиновников, от болтунов и оскотинившихся скопидомов к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России – резко меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья, и незлобная шутка, и, наконец, лиризм.

В поэме “Мертвые души” Гоголь выступил как патриот, в котором живет неотразимая вера в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых писатель срывает маски с представителей паразитического дворянского класса.

Трагическая судьба закрепощенного народа особенно ярко проявляется в образах крепостных людей. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке.

Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что “вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит”.

За страшным миром помещичьей России Гоголь видел живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.

Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт – крепостное право тянуло Россию в прошлое. Гоголь в мечтах видел страну другой.

Образ птицы-тройки – это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.

“Мертвые души” – это “энциклопедия жизни крепостной Руси”. Белинский писал: “Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность”. Если бы у нас не было выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о тогдашней русской действительности?

Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать “темные стороны” русского общества.

Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью питали все творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта он смело может сказать: “Я Родину люблю!”

Последние десятилетия в нашей стране идут большие перемены, заново переосмысливается история и пути в будущее, но идеи Гоголя современны и сейчас. Чернышевский писал: “Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России”. Высоко поэму оценил Герцен.

В произведении видна прекрасная душа автора, его бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение величия России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема родины и народа в поэме “Мертвые души”