Тема революции в творчестве поэтов начала XX века



1. Значение революции как исторического события.
2. Революция, воплощенная в образах красноармейцев в поэме Блока “Двенадцать”.
3. Поэтохроника Маяковского “Революция”.

События 1917 года всколыхнули всю Россию, перевернули все привычные представления о жизни. Несомненно, что революция 1917 года явилась поворотным этапом в судьбе страны, поэтому вполне естественно, что представители творческой интеллигенции были вынуждены определить свое отношение к новой власти, к изменениям, происходившим в то время в России.
Анализируя

особенности раскрытия темы революции в поэзии начала XX века, остановимся на творчестве двух авторов – А. А. Блока и В. В. Маяковского. Традиционно принято считать, что оба они приняли революцию как положительное событие. Однако нужно помнить, что по-настоящему талантливый человек в своих произведениях зачастую создает многоплановые образы, не всегда целиком укладывающиеся в систему его собственных воззрений.

Эта многослойность, неоднозначность позволяет иначе увидеть события, обосновать различные их трактовки.- особенно с позиции взгляда в прошлое, а не тесного соприкосновения с тем, о чем идет речь

в произведении.
Поэма А. А. Блока “Двенадцать” проникнута мотивами “черной злобы, святой злобы”. Странное сочетание слов “святая злоба”. Однако лишь на первый взгляд оно кажется абсурдным: если вспомнить о политическом и нравственном кризисе, охватившем Россию накануне революции 1917 года, то все становится на свои места. Разумеется, оторванность власти от народа, изнурительная война (Первая мировая), роскошь, которая была уделом немногих, нищета и бесправие подавляющего большинства населения – все это должно было пробуждать гнев и горечь в душах людей.

Но рядом со “святой злобой” упомянута и “черная злоба”, и это тоже не случайно: масштабные потрясения в обществе обычно сопровождаются всплеском насилия и жестокости, активизаций низменных человеческих устремлений. Символически сущность революции воплотилась в образе ветра, неуправляемой стихии, одинаково беспощадной и равнодушной ко всем:
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Название “Двенадцать” Блок выбрал для своей поэмы не случайно – здесь кроется прозрачный намек на то, что революционеры, как и ученики Христа, оказываются, по сути дела, провозвестниками новой “религии” – “без креста”, “без имени святого”. Но для того чтобы воздвигнуть новый “алтарь”, сначала нужно искоренить прежние идеалы, а сделать это проще всего путем применения грубой силы:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь…
“Апостолы” революции не привыкли подолгу размышлять – оружие, полученное для борьбы с “буржуями”, они пускают в ход и в банальной драке, вызванной ревностью красноармейца Петра к Ваньке. Никакой классовой борьбы между этими двумя персонажами нет, и не может быть в принципе. Случайная гибель Катьки от выстрела ревнивого любовника – это пустячный эпизод для тех, кому предстоит раздуть “мировой пожар”:
Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Итак, автор показывает, что человеческая жизнь во время революции не воспринимается как ценность. А каково отношение к ценностям иного, неземного порядка? Персонажи поэмы Блока демонстрируют двойственное отношение к Богу. С одной стороны, это иронический скепсис людей “без креста”:
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
И в то же время в поэме звучит обращение к Богу с просьбой благословить “пожар” мировой революции. Отголосок прежней жизни, когда религия еще занимала определенное место в массовом сознании? Или нечто большее? Почему впереди “с кровавым флагом” идет сам Христос?

Что хотел этим сказать автор? Что ход истории зависит не столько от людей, сколько от высших сил?.. А теперь обратимся к анализу поэтохроники В. В. Маяковского “Революция”. Нужно отметить, что это произведение проникнуто более оптимистическим настроением, чем неоднозначная поэма Блока “Двенадцать”.

Однако весьма интересно, что многие образы в этих двух произведениях перекликаются. Например, упоминание о злобе Маяковский вводит, чтобы подчеркнуть, что главными мотивами революции являются мир и счастье людей:
Чья злоба надвое землю сломала?
…Последние пушки грохочут в кровавых спорах,
Последний штык заводы гранят.
Мы всех заставим рассыпать порох.
Иным, чем у Блока, в поэтохронике Маяковского предстает и образ “апостола” революции – это не мрачный тип с цигаркой в зубах и винтовкой в руках, на спине которого весьма гармонично смотрелся бы “бубновый туз”, знак каторжника, а “По-? селянин” Земли, масштабный собирательный образ:
Все
По станкам,
По конторам,
По шахтам братья.
Мы все
На земле
Солдаты одной,
Жизнь созидающей рати.
Столь возвышенный образ революционного борца исключает подобное описанному в поэме Блока. Однако и у Маяковского мы можем отыскать мотив обесценивания человеческой жизни – он угадывается небрежном упоминании автора о том, что Пучками черных орлиных перьев подбитые падают городовые.
Городовые здесь выступают не как люди, а как символические обозначения царского режима. Не случайно Маяковский изображает столкновения между восставшими и правительственными войсками не как человеческую бойню, а как сшибку штыков с двуглавым орлом – гербом царской России. Как и у Блока, в произведении Маяковского звучит различное отношение к Богу. Так, накануне вооруженного восстания солдаты “жестоким солдатским богом божились”.

Однако эпитеты, которые использует автор, создают образ языческого божества, а отнюдь не Христа. Далее поэт высказывается более категорично:
Нам до бога дело какое?
Сами со святыми своих упокоим.
Постепенно мотив провозглашения новой “религии” все нарастает: сначала возникает образ новых “скрижалей”, то есть заповедей революции, в финале звучит “символ веры” революционеров-атеистов:

– Верую
Величию сердца человечьего! –

Это над взбитой битвами пылью,

Над всеми, кто грызся, в любви изверясь, днесь
Небывалой сбывается былью

Социалистов великая ересь!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема революции в творчестве поэтов начала XX века