Тема произведения
Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально означает “нечто, положенное в основу”. Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения.
Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандельштама). Иногда предметом изображения становятся нереальные фантастические существа и явления (например,
Итак, тема – это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произведения.
Тема – это начальный момент авторской концепции произведения. Ведь то, какие явления действительности отобраны писателем, уже говорит о направленности его творчества. В произведении всегда имеется несколько тем, среди которых доминирует главная.
Совокупность тем произведения
Такие писатели, как В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов, обращаются к теме деревни; В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Бакланов сосредоточены на военной тематике; Ю. Трифонова, А. Битова интересует жизнь городской интеллигенции. Темы имеют исторический характер, так как меняются с течением времени. Темы, которые доминировали в литературе в определенный период, уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писателей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны.
Однако существуют так называемые “вечные” темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т. д.
Тема произведения всегда связана с его основной идеей. Идея – ото главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Идейная оценка, данная тем или иным характерам и явлениям, зависит от мировоззрения писателя. Если писатель принимает изображенную им действительность, сочувствует ей или оправдывает определенные ее стороны, можно говорить об идейном утверждении.
Но автор может осуждать какие-то свойства воспроизведенной жизни, критически, негативно относиться к ним. В таком случае речь идет об идейном отрицании изображаемого. В произведении может быть различное соотношение идейного утверждения и идейного отрицания.
- Определение “Тема” произведения Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально означает “нечто, положенное в основу”. Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения. Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандельштама). Иногда […]...
- Определение – что такое тема произведения При изучении школьного курса литературы мы имеем дело с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и проанализировать, необходимо выделить и охарактеризовать его основные элементы и стороны. Прежде всего следует проанализировать идейное содержание произведения, т.е. его основной смысл, главные темы, проблемы, идеи и чувства, в нем заключенные. Темой произведения называется предмет изображения, […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Тема и сюжет художественного произведения Обычно, когда нам понравится художественное произведение – картина, фильм или сказка, – мы хотим поделиться своими впечатлениями и привлечь внимание собеседника к этому произведению. Мы начинаем рассказывать, формулировать его тему. Тема произведения раскрывается с помощью событий, характеров персонажей и т. п. Например, темой сказок “Морозко” и “Госпожа Метелица” является притеснение падчерицы мачехой. В Русской народной […]...
- Тест. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? Тест. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? Ответы внизу. 1. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? а. Изображение событий в их причинно-следственной связи б. Жизненный материал, взятый для отображения в произведении в. Главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к изображаемому 2. Какое из приведенных определений соответствует понятию “идея […]...
- В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви, и в чем эти произведения можно сопоставить с некрасовским стихотворением? Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, в отличие от Н. А. Некрасова, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. А. Есенина […]...
- В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А. А. Блока “Вхожу я в темные храмы…”? Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, как и герой великого символиста, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. Есенина “Не бродить, […]...
- Тема-проблема Типология тем сочинений I. Темы аналитического характера 1.2. Тема-проблема Следующая подгруппа тем аналитического характера – темы-проблемы, подразумевающие при написании сочинения раскрытие проблематики произведения, понимание его концепции, замысла автора. Примерами тем такого типа можно считать следующие: “Идея неотвратимости возмездия в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание””, “Диалектика души в романе Л. Н. Толстого “Война и […]...
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Пафос (от греческого pathos – страсть, чувство) – эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение или […]...
- Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (на примере одного произведения) Тема Великой Отечественной войны в литературе. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толстой определял как “противное человеческому разуму и всей человеческой природе”. Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат – тематика многих художественных произведений, […]...
- Тема произведения: Басни Павла Глазового Родился в с. Новоскелюватка под Кривым Рогом. В 1940 г. после окончания школы служил в армии, был на фронте во время Второй мировой войны. Потом учился в педагогическом институте, после окончания которого работал в юмористическом журнале “Перец”. Писатель-юморист. Издал 19 сборников юморесок. Активно публикует произведения в периодике. Пишет книги и специально для детей (“Об отважном […]...
- Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения) У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, всеми […]...
- (А). ТЕМА НАРОДА И ТЕМА ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА Тема народа – основная в лирике Некрасова. Новаторство Некрасова в изображении крестьян. Автобиографические мотивы в лирике на народную тематику. Трагическая судьба женщин-крестьянок. Глубокое сочувствие обездоленным крестьянам. Резкое осуждение вельмож, презирающих народ. Крестьяне могут надеяться только на себя. Призыв к революционной борьбе, обращенный к крестьянству. Понятие о народности литературы. Народность – воплощение национального характера в отдельном […]...
- Тема произведения: Идея написания повести О. Бальзака “Гобсек” В мировой литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными чертами. Писатели остро реагировало на событии, которые происходили с его народом, изображая их в своих романах, повестях, рассказах и поэмах. Оноре де Бальзак – выдающийся французский писатель XIX столетия. Всей своей жизнью он старался осуществить […]...
- Идея произведения Идея Произведения – основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов. Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и […]...
- Сюжет произведения Сюжет произведения 1. Развитие событий в художественном произведении. Выделяют такие основные элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям действительности. Большие художественные произведения отличаются многосюжетностью. Элементы сюжета – экспозиция, завязка и т. д. – встречаются далеко не всегда и не […]...
- Анализ драматического произведения Типология тем сочинений II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры 2.2. Анализ драматического произведения Драму принято считать высшим литературным родом, объединяющим в себе эпические и лирические начала. От эпоса драма берет такое изображение действительности, которое заключает в себе внешний, по отношению к автору, показ жизни, а от лирики – создание законченных характеров […]...
- Основная тема произведения и ее смысл по пьесе (трагедии) Гамлет (Шекспир Уильям) “Гамлет” – одна из самых известных пьес Вильяма Шекспира. Главным героем этой трагедии вдохновлялись композиторы и поэты, политические деятели и философы. В “Гамлете” переплетается огромный спектр философских и этических проблем с проблемами политическими и общественными, которыми характеризуется неповторимая грань XVI и XVII веков. Шекспировский Гамлет стал ярким выразителем новых взглядов, которые с собой принесла эпоха […]...
- Особенности произведения Особенности произведения на общественную тему. 1. К общественным темам принадлежат такие, которые касаются жизни нашего общества. 2. Основные источники информации – газеты, журналы, радио – и телепередачи. 3. Для написания произведения-раздумья на общественную тему, нужно: а) знать тему и понимать ее суть; б) подобрать интересную информацию из прессы; в) определить вступление, тезиса из добранного материала; […]...
- История создания и тема по роману Обломов (Гончаров И. А.) Роман “Обломов” создавался более десяти лет. Он был полностью опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. В своем романе Гончаров воссоздал жизнь России в дореформенную эпоху. Основной предмет изображения в этом произведении – русское дворянство. В характере главного героя соединились многие черты всего дворянского сословия в период его угасания. Обломов не нашел применения своим […]...
- Тема и идея поэмы Мцыри Лермонтова Очень часто начиная читать то или иное произведение, читатели до конца так и не могут понять казалось самого главного и важного, самой темы всего произведения. Что же такое тема? Если говорит просто и банально, то тема – это то, вообще ради чего было написано произведение, то есть тема отображает весь смысл того или иного произведения. […]...
- Тема сочинения и ее раскрытие в начальной школе Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор […]...
- Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина Главной темой этого произведения считается тема воспитания молодого дворянства. Писатель расписывает ее через противопоставления героев мыслей просвещения и тех, кто уже отжил свои устои феодального сословия. Подобное разделение персонажей для комедии не просто так – ведь у них разное воспитание, а значит, имеются разные понимания на жизнь. Это выражено даже в общении родителей и детей […]...
- Типология тем сочинений Типология тем сочинений Выбор темы – очень важный этап в работе над сочинением. Как правило, основой сочинения становится произведение, которое автор ясно помнит и знает, может уверенно цитировать. Самое главное – хорошо понимать тему, идею и проблему произведения. Кроме того, пишущий должен умело использовать сведения по теории и истории литературы, иметь некоторый опыт анализа литературного […]...
- Общее понятие о теме литературного произведения Общее понятие о теме литературного произведения Понятие темы, как, впрочем, и многих других терминов литературоведения, заключает в себе парадокс: интуитивно человек, даже далекий от филологии, понимает, о чем идет речь; но как только мы пытаемся определить это понятие, закрепить за ним какую-то более или менее строгую систему значений, то оказываемся перед очень сложной проблемой. Связано […]...
- Содержание художественного произведения 1. ТЕМА (содержание) – жизненный материал, положенный в основу произведения. ТЕМАТИКА – совокупность тем. 2. ПРОБЛЕМА – вопрос, поставленный в произведении. ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность проблем. 3. ИДЕЯ – разрешение проблемы, ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения. 4. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ – особенность авторского взгляда на изображаемый объект. 5. АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ Авторский замысел […]...
- Определение “Идея” произведения Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. […]...
- Анализ произведения “Мастер и Маргарита” План Введение Жанр романа Особенности композиции Основные темы романа Идеи и главная мысль Общий анализ романа Введение Анализ романа ” Мастер и Маргарита ” уже многие десятилетия является предметом изучения литературоведов во всей Европе. Роман имеет ряд особенностей, таких как нестандартная форма “романа в романе”, необычная композиция, богатая тематика и содержание. Он не зря написан […]...
- Анализ произведения и развитие письменной речи учащихся На примере изучения повести “Очарованный странник” Изучение, точнее, знакомство с творчеством Н. С. Лескова было включено в курс 10-го класса сравнительно недавно. В стандарте учителю и ученикам предлагается текстуальное изучение одного из произведений по их выбору. Как правило, для анализа в классе чаще всего предпочитают взять либо “Леди Макбет Мценского уезда”, либо “Очарованного странника”. Именно […]...
- Анализ произведения “Пигмалион” Б. Шоу < p>Произведение “Пигмалион” написано Бернардом Шоу в жанре драматургии – это пьеса, созданная в 1912-1913 гг. В данной пьесе Шоу взял за основу миф о Пигмалионе и перенес его в реалии города Лондона. “Галатея” Б. Шоу в отличие от оригинальной взбунтовалась против своего творителя. Сюжет произведения достаточно ироничен за счет пародийной стилизации, комичности и трагизма […]...
- Евангельский сюжет в описательной произведения Г. Штоня “Суд” В 2000 году выходит довольно неожиданное произведение Г. Штоня “Суд”, написанное в 1998 году. Ключ к пониманию произведения кроется в эпиграфе, взятом из “Paradiso” (ХХХІ, 108) Борхеса. Содержательное наполнение в какой-то мере объясняет и предисловие А. Димарова. Произведение не имеет религиозной окраски, частично отступает от традиционных евангельских канонов. Повесть построена по законам художественной литературы, где […]...
- Анализ прозаического произведения Типология тем сочинений II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры 2.3. Анализ прозаического произведения При анализе прозаического текста надо иметь в виду особенности художественного стиля речи, среди которых, в первую очередь, выделяются образность, а также использование художественных средств языка. Необходимость выбора указанных средств определяется замыслом автора, сюжетом произведения, его идеей, своеобразием показанных […]...
- Тема поэзии у Брюсова Гражданственная тема в трактовке поэзии продолжает оставаться в русской литературе и на рубеже веков. Некрасовским традициям в освещении темы поэзии следовал Надсон. Несколько переосмысляя эту традицию, но все же находясь в ее русле, понимал тему поэзии и Брюсов. В стихотворении “Кинжал”, эпиграфом к которому стали строки из стихотворения Лермонтова “Поэт”, Брюсов утверждает единение поэта с […]...
- Художественность произведения в “соответствии формы с идеею” Чернышевский полагал, что, хотя суждение о действительности и входит в намерение писателя, он все же не поднимается до обобщений ученого, а произведение искусства – до научного сочинения. По мнению Чернышевского, разница только в том, что история, например, говорит о жизни человечества и жизни общества, а искусство – об индивидуальной жизни человека. Это утверждение противоречило другим […]...
- Как войти в мир художественного произведения? На первый взгляд, рассуждать в майском номере о том, как быстрее и вернее увлечь учеников изучаемым произведением, не очень своевременно. Но если помнить, что каникулы пролетают мгновенно и новый учебный год с его вечными методическими проблемами не за горами, меланхолия отступает. Тем более что материалы этого номера напоминают о неожиданных с точки зрения традиционной педагогики, […]...
- Тема любви Лизы и Эраста в повести Карамзина “Бедная Лиза” < p>Повесть Карамзина “Бедная Лиза” является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста. < p>Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. […]...
- Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Краткое изложение текста Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) – выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: “Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века” (1938), “Русская литература XVIII века” (1939), “Пушкин и русские романтики” (1946), “Пушкин и проблемы реалистического стиля” […]...
- Произведения с Книжной полки, которые можно использовать при написании сочинения 2014-2015 года 1.”Недаром помнит вся Россия.” 200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова. Произведения поэта, изучаемые в школе. 2.Вопросы, заданные человечеству войной 1.Е. Карпов “Меня зовут Иваном” 2.В. Дегтев “Крест” 3.И. Бабель “Прищепа” 4.Г. Садуллаев “День Победы” 5.Н. Евдокимов “Степка, мой сын” 6.А. Борзенко “Пасха” 7.Б. Екимов “Ночь исцеления” 8.А. Толстой “Русский характер” 3.Человек и природа в отечественной и […]...
- Чехов, Анализ произведения Пересолил, План Анализ произведения Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, заразительного, беззаботного смеха, – это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичности, “ярлыков”, поэтому все чаще и чаще он обращался к “простой” жизни, к “простому” человеку, […]...
- Воспитательный потенциал произведения Мольера ” Мещанин-Шляхтич” Цель: учить определять средства создания комического в произведении и делать обобщения и выводы, определять основную установку классицизма – стремление воспитывать зрителя; повторить сведения по теории литературы; развивать устную связную речь; развивать навыки критического мышления. Оборудование: на доске – шкала для “Уголков”. Тип урока: развитие связной речи. Ход урока. I. Актуализация знаний. 1. Интеллектуальная разминка. Завершите […]...