Тема предназначении поэта в творчестве Твардовского

Глубокими размышлениями о предназначении поэта, о поэтическом долге наполнены стихи крупнейшего русского по­эта современности Твардовского. Будучи предельно требова­тельным к себе, он понимал искусство прежде всего как глубочайшую ответственность поэта за сказанное им слово. Живя в трудную эпоху, он бескомпромиссно требовал от писателя одного простого и такого насущного качества – че­стности, поэтической правды.

В поэме “За далью – даль” Твардовский создает впечатляющий образ “внутреннего ре­дактора”, который не

дает поэту быть самим собой, превраща­ет его в бездушный образец, заступая на место поэтической честности. Этому “внутреннему редактору” и надо-то, в сущ­ности, очень немного: чтобы поэт лишь чуть-чуть покривил душой, где-то чего-то не договорил, а где-то что-то лишнее вставил: “Я только мелочи убавлю /Там, сям – и ты как будто цел. / И все нетронутым оставлю, / Что сам ты вычеркнуть хо­тел. / Там карандаш, а тут резинка, / И все по чести, все любя.

/И в свет ты выйдешь, как картинка, / Какой задумал я тебя”. Но на самом деле поэт не может, не имеет права даже в мело­чах кривить душой если он истинный поэт. Твардовский,

с его девизом: “Тут ни убавить, ни прибавить – / Так это было на земле”,- не подчинялся никогда вкрадчивому “внутреннему редактору”: “В труде, в страде моей бессонной / Тебя и знать не знаю я./ Ты есть за этой только зоной, / Ты – только тень. Ты – лень моя”.

И незачем поэту прибегать к отговоркам: мол, не дают писать так, как хочется, тяжелое время и т.п. Удобно укрыться за эти слова, но нечестно. И о своем “внут­реннем редакторе” Твардовский говорит: “Ты только в слабо­сти, в унынье / Меня способен подстеречь, / Когда, утратив пыл работы, / Ия порой клоню к тому, / Что где-то кто-то или что-то / Перу помеха моему…”

В поэме “За далью – даль” есть даже специальная глава, посвященная теме творчества, – “Литературный разговор”. И она не выглядит случайной или чужеродной в поэме о судьбах страны и народа, потому что поэт – часть народа, и именно ему обязан “творческим отчетом”. Народная же любовь – к тем стихам, в которых “жар живой, правдивой речи, / А не вра­нья холодный дым”.

За это народное признание поэт готов на все: “И ради той любви бесценной, / Забыв о горечи годов,/ Готов трудиться ты и денно, / И нощно – / Душу сжечь готов”.

При всем своем огромном поэтическом даре Твардовский был исключительно скромен и естествен. Фальшивое слово возмущало его, и не раз он писал о том, что безответственно брошенные слова “дурным трезвоном / Смущают мертвых и живых”. Со спокойным и ироничным презрением высмеивает Твардовский те романы, в которых по шаблону показываются “в коммунизм идущий дед”, “парторг, буран, прорыв, аврал, Министр в цехах и общий бал”: “И все похоже, все подобно, / Тому, что есть иль может быть, / А в целом – вот как несъе­добно, что в голос хочется завыть”.

Твардовский, мечтавший о том, что “читатель вероятный / Скажет с книжкою в руке: /Вот стихи, а все понятно, / Все на русском языке”, писал: “Я за такой закон суровый, / Чтоб ограничить трату слов”.

Но вместе со скромностью Твардовскому присуще и ис­ключительное чувство собственного поэтического достоинст­ва. Ему есть что сказать людям, и это слово он обязан сказать сам, не смущаясь никакими авторитетами: “Сказать то слово никому другому / Я никогда бы ни за что не мог / Передове­рить. Даже Льву Толстому – / Нельзя. Не скажет – пусть се­бе он Бог. / А я лишь смертный.

За свое в ответе, / Я об одном при жизни хлопочу: / О том, что знаю лучше всех на свете, / Сказать хочу. И так, как я хочу”.

Искусству поэзии нет однозначного определения, Она и мука творчества, и счастье обретения себя в слове, и легкая забава, и высокий долг. Но из всей русской поэзии ясно: по­эзия прежде всего – особый, высочайший дар, накладываю­щий на поэта огромную ответственность перед Богом, наро­дом, человечеством.

Вопросы для повторения

Какие сквозные идеи присутствуют в отечественной ли­тературе в решении темы поэта и поэзии? В чем состоит разница между “чистым” и “утилитар­ным” искусством? В чем состояла преемственность русской поэзии в ре­шении этой темы?

Почему практически каждый русский поэт обращался в своем творчестве к теме поэта и поэзии? В чем состоит нравственный смысл обращения литера­туры к теме поэта и поэзии?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема предназначении поэта в творчестве Твардовского