Тема праведничества в рассказе “Матренин двор”

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.

Матрена была старательным воцерковленным усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.)

“Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, та – мышей душила”.

Матрена достаточно

твердо соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека (домашние иконы, так как церковь за “5 верст”).

Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом!” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом!”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрены в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться.

Матрена умеет радоваться жизни, душа ее светла, не омрачена злом и завистью, у нее и лицо красивое.
Она добра и приветлива:”И

всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”.

Матрена трудолюбива, труд – лекарство от болезней, недугов.
По первому приказу Матрена идет на колхозные работы, совестливая Матрена стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам…” Но не только колхоз, а любая… из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрену “убирать картовь”.
“Ни труда, ни добра своего Матрена не жалела никогда”. Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрены. Сила ее и слабость заключались в том, что она не может отказать в помощи нуждающимся.

В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрена наделена даром искренней радости за успехи других.

“…Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрена – многострадальная крестьянка. Страдание – неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”.

” Матрена умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для нее нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

Матренин двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрена живет по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.

Героиня несет в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” – какие же душевные силы нужны для этого!

Матрена обладает бесконечным смирением, не требующим от нее никакого напряжения воли. Она не предается греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрена может довольствоваться малым – тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

Праведничество Матрены основано на ее безразличии к материальным ценностям.

Положительные герои Солженицына – зек Щ-854 и старая крестьянка – простые и внешне незаметные люди. Именно они и есть праведники, без которых, как сказал Солженицын, не стоит ни село, ни город.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема праведничества в рассказе “Матренин двор”