ТЕМА ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ А. АХМАТОВОЙ
ТЕМА ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ А. АХМАТОВОЙ
Рубеж ХIХ-ХХ веков – время кризиса, социальных катастроф, исторического перелома.
Поэтому в литературе данного периода актуализируется тема памяти. Память – это ощущение присутствия прошлого в настоящем, живое воплощение связи времен. Особенно глубоко осмыслено и философски воплощено судьбоносное значение памяти в поэзии А. Ахматовой.
Память присутствует в поэзии А. Ахматовой в трех измерениях: как память сердца, память истории, память культуры.
Память сердца – это память о пережитых
Как я заполнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость!
Затем, что воздух был совсем не наш,
А как подарок Божий, так чудесен…
Но в памяти живут не только любовные переживания. В цикле “В Царском Селе” они оказываются тесно переплетенными с памятью культуры. Само место – Царское
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
А. Ахматовой свойственно искать свои отражения в культуре прошлого. Кассандра, Дидона, Федра – вот далеко не полный перечень этих перевоплощений. Но надо иметь в виду, что это не маски, не актерство.
Поэт – это тот, кто сопрягает, соединяет далеко отстоящие во времени события и судьбы живой тканью творческого духа.
Так рождается ощущение исторической памяти, постигающей бег времени. Бег времени – главный символ ахматовской поэзии – череда разрушений и восстановлений. Чем безвыходнее, разрушительнее и губительнее ситуация, складывающаяся во времени, тем властительнее мощь поэтического слова, эту ситуацию преодолевающего и сохраняющего прошлое:
Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее
Стократ,
Одичалые розы пурпурным шиповником стали,
А лицейские гимны все так же заздравно
Звучат.
Поэтическое слово у А. Ахматовой и есть воплощение памяти. Стихи – это живая связь времен и преодоление исторических переломов.
- Мотив исторической памяти в поэзии (по творчеству А. А. Ахматовой) Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому кругу русских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти в стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти находятся в Тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX веке – пророк, его слово – оружие в борьбе с общественными недугами. В кризисном XX веке понимание поэзии и ее значимости […]...
- Тема войны в поэзии А. Ахматовой, К. Симонова, С. Орлова (3) Тема Великой Отечественной войны проходит через творчество многих писателей и поэтов. Ведь многие из них знают об ужасах войны не понаслышке. Например, поэт Сергей Орлов, начав служить рядовым, вернулся с войны старшим сержантом. В своих стихах он выразил память о павших в боях солдатах. В стихотворении “Его зарыли в шар земной” автор рассказал нам о […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Голос памяти” На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения. Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, – не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой […]...
- Тема войны в поэзии А. Ахматовой, К. Симонова, С. Орлова (1) Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, – Идет война народная, Священная война! С тех пор, как впервые прозвучала эта песня, прошли десятилетия, но и сейчас ее строки вселяют чувство торжественной решимости, чувство патриотизма, которое было так знакомо всем участникам Великой Отечественной […]...
- Военная тема в поэзии А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова В поэзии 30-х и начала 40-х годов уже зарождалось предчувствие надвигающейся военной грозы. В Германии к власти пришел фашизм, на Европу упала зловещая тень свастики. Поэтому вся прогрессивно мыслящая интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить дорогу фашизму. Поэты сражались тем оружием, которое дала им природа, – оружием слова. Стихи и песни о войне появлялись на газетных […]...
- Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой А. С. Пушкин для поэзии серебряного века – концентрированное выражение культуры прошлого. Поэтому его “сбрасывали с корабля современности (футуристы), присваивали в единоличное владение (“Мой Пушкин” М. Цветаевой) и одновременно считали воплощением того гармонического мировидения, которое не должно быть поколеблено даже самыми смелыми новациями. Пушкинская тема звучит в произведениях А. Блока, В. Маяковского, М. Цветаевой. Как […]...
- Тема памяти в лирике А. Твардовского План I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”. II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. 1. Военная тема в творчестве А. Твардовского. 2. Тема покаяния и памяти в поэме “По праву памяти”. III. Жестокая память о войне, о трагическом прошлом. Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый […]...
- Тема Родины и гражданского мужества в поэзии Анны Ахматовой Нелегким и долгим был жизненный путь великой русской поэтессы – Анны Ахматовой. А он не мог быть легким для человека, родившегося на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившего в период тяжелейших и сложнейших общественных потрясений, в том числе и революции. Анна гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла […]...
- Тема памяти в тексте Д. Лихачева Автор посвящает статью теме памяти. Память для него не только физиологический процесс всего живого, творческий процесс в жизни, но и свойство нравственного человека. Основной проблемой он ставит проблему духовного, воспитательного значения памяти. И действительно, в наше время перед человечеством и перед каждым по отдельности стоит задача помнить подвиги предков, жертвы родных и добрые дела друзей, […]...
- Тема Родины и гражданского мужества в поэзии Ахматовой Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого “серебряного века”, […]...
- Сочинение на тему: Тема памяти в лирике А. Твардовского Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о прошлом, без сопричастности к происходящим событиям. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”, – писал А. Твардовский. Его жизненное кредо – отвечать за все. Его […]...
- Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого “серебряного века”, […]...
- Тема Родины, патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения “Утешение” и “Молитва” свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного стихотворения Тайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как дышать. В цикле “Тайны ремесла” поэтесса попыталась раскрыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение “Творчество”), Объяснить это таинство невозможно, в […]...
- Анализ стихотворения а. Ахматовой “Памяти Сергея Есенина” В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в 1968 г. В этом скорбном восьмистишии находит продолжение тема трагической участи поэта в России. Строка “Бездумно и безбольно догореть” возникает у Ахматовой словно отголосок поэтических мечтаний Есенина и читается почти как цитата из его стихов. […]...
- Тема памяти в творчестве Твардовского (“За далью даль”, “По праву памяти”) Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин. Совсем иной характер носят поэмы Твардовского “За далью даль” и “По праву памяти”, так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место […]...
- Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Анна Ахматова “гостила на земле” в трагическую эпоху, – трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. . Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы. По аллее проводят лошадок, Длинны волны расчесанных грив. О пленительный город загадок, Я […]...
- Блуждания Памяти и Совести в лирике Ахматовой О философской стороне лирики Анны Ахматовой, кажется, всерьез не писали. Между тем она представляет собой несомненный интерес. Взгляд Ахматовой на мир был своеобразен и достаточно последователен. Как акмеистка в свой ранний период, она была противницей растворения живого, вещно-телесного и материального мира в тех мистических и мистических категориях, которые были свойственны символистам, исходившим из субъективно-идеалистических посылок […]...
- Тема войны в поэзии А. Ахматовой, К. Симонова, С. Орлова (2) Война… Наверное, это к счастью, что одно из самых страшных в мире слов для многих из нас сегодня остается все-таки словом, а не ужасной реальностью или трагическим воспоминанием. Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца, – так пишет о войне К. Симонов – поэт, с первых дней войны надевший военную форму, чтобы […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Памяти друга” Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Через несколько месяцев врачи настояли на том, чтобы 52-летняя поэтесса отправилась в эвакуацию. Сама того не желая, Анна Андреевна покинула любимый город. За этим последовали ее скитания – из Москвы в Чистополь, затем в Казань. Конечным пунктом невеселого путешествия стал Ташкент. Там Ахматова находилась практически на всем […]...
- Тема реквиема в творчестве Ахматовой Тема реквиема живет не только в литературе. Она живет и в музыке. Свой реквием Моцарт начал писать в 1791 году. Но он не успел его закончить. Это сделали его ученики. Как и “Реквием” Ахматовой, это произведение было написано по заказу. В июле 1791 года к Моцарту приехал человек в черном и заказал заупокойную мессу. В […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Подвал памяти” Художественный текст, созданный в 1940 г., продолжает развитие многогранной темы памяти, ключевой для ахматовской поэтики. Стихотворению предпослан эпиграф из произведения Хлебникова “Жуть лесная”. Поэтесса трансформирует детали, представленные в автобиографической поэме русского авангардиста и экспериментатора: яркий овеществленный образ “духовного подвала” и мотив спуска в него как путешествия во времени. Зачин открывается возражением лирической героини, будто продолжающей […]...
- Основное содержание поэзии Кузмина и Ахматовой Для Городецкого акмеизм – опора в неприятии иррационализма символистской поэзии. Через фольклор, литературу он более тесно связан с национальной русской культурой, что впоследствии и вывело его за рамки акмеизма. Первый сборник стихов С. М. Городецкого (1884-1967) “Ярь”, построенный на мотивах древнеславянской языческой мифологии, появился в 1907 г. “Ярь” – книга ярких красок, стремительных стиховых ритмов. […]...
- Мир поэзии Анны Ахматовой При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для […]...
- Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа. Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки […]...
- Образец сочинения – Основные мотивы поэзии А. Ахматовой Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах. Пожалуй, для […]...
- Служение народу, тема памяти в лирике Твардовского Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала “Новый мир”. Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу “врага и эмигранта” И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и […]...
- Тема вечной памяти в стихах Гийома Аполлинера Французский поэт Гийом Аполлинер, творчество которого ныне стало классикой, жил на грани девятнадцатого, “железного” века (по словам А. Блока), и века двадцатого, насыщенного катастрофами и войнами. Стихи Гийома Аполлинера представляют собой удивительное сочетание эмоционального лиризма и внутренней трагичности. Аполлинер – один из первых поэтов, который затронул в своих произведениях самые обыкновенные, на первый взгляд, темы […]...
- ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема любви. Однако эта “вечная тема” звучит в поэзии А. Ахматовой так, что ее голос не спутаешь ни с каким другим. Прежде всего, в поэзии А. […]...
- Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой “Реквием” и в поэме А. Твардовского “По праву памяти” На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты – тени этих событий смотрят на нас сквозь “вуаль времен минувших” со страниц древних рукописей и пожелтевших книг. XX век превзошел все предыдущие столетия по тяжести и жестокости испытаний, выпавших на долю русского народа, да и не только […]...
- Тема памяти в лирике Жуковского Жуковский сделал очень много для русской литературы. Он был первым учителем Пушкина, оказавшим на него большое влияние. Принимал живое участие в судьбе поэта. Он считается основоположником русского сентиментализма и романтизма. Его называют “мастером перевода”. Поэзия Жуковского отличается богатством содержания. В своей лирике Жуковский воспевал доброту, веру в искренность и глубину чувств и с грустью говорил […]...
- Лирическая струя в поэзии Ахматовой о войне Искусство, в том числе и поэзия Великой Отечественной войны, было многообразным. Ахматова внесла в этот поэтический поток свою особую лирическую струю. Ее омытые слезами стихотворные реквиемы, посвященные Ленинграду, были одним из выражений всенародного сострадания, шедшего к ленинградцам через огненное кольцо блокады на протяжении бесконечных осадных лет; ее философические раздумья о многослойной культурной тверди, покоящейся под […]...
- Тема России в лирике А. А. Ахматовой Ахматова А. А Тема России в лирике А. А. Ахматовой Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем “род”: родной, родник, родина, народ, природа. Все эти слова в сознании русского человека неотделимы друг от друга. Именно нерасторжимая связь русского человека с землей, с природой отличает его от человека западного. И это же отличие позволило думать о русском характере […]...
- Азия в поэзии Анны Ахматовой Мне голос был… А. Ахматова Один из русских поэтов когда-то написал необыкновенно точно: “Времена не выбирают – в них живут и умирают…” Эти слова, сказанные в горечи прозрения, отражают, как мне кажется, сущность бытия любого человека и прежде всего – поэта. Но если человек не волен выбрать время, в котором он появляется на свет, то […]...
- Блоковская тема в творчестве Анны Ахматовой Я пришла к поэту в гости… А. Ахматова “Серебряный век” русской поэзии богат именами и произведениями. Поэтов связывали сложные, противоречивые, порой ревнивые отношения. Но почти все они признавали масштаб личности Александра Блока, последнего великого русского поэта. И все, так или иначе, испытали на себе его влияние. Не стала исключением и Анна Ахматова. Она была знакома […]...
- Тема поиска “правды сущей” и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти – настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения во имя других. Свою миссию поэт видит в том, чтобы рассказать живущим все, что он […]...
- Тема памяти в рассказе Ю. В. Бондарева “Простите нас!” “Школьные годы чудесные”, – поется в одной очень хорошей песне. Но эти “чудесные” годы быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и в рассказе Ю. В. Бондарева “Простите нас!”. Павел Георгиевич Сафонов – известный конструктор, который “с годами привык к известности”, более того, “даже немного устал от […]...
- Патриотическая тема в лирике Ахматовой Ахматовой было 25, когда в ее изысканный, наполненный красотой, любовью, литературой, служением Музе мир ворвалась война. “Мы на сто лет состарились, и это тогда случилось в час один”, – начинается стихотворение “Памяти 19 июля 1914 года”. Из памяти, как груз отныне лишний, Исчезли тени песен и страстей. Ей – опустевшей – приказал Всевышний Стать страшной […]...
- Развитие традиций женской поэзии в лирике Ахматовой и Цветаевой Любовный роман, развертывавшийся в предреволюционных стихах и Ахматовой и Цветаевой, был шире и многозначительней своих конкретных ситуаций. В их любовные романы входила эпоха. В сложной музыке ахматовской лирики жила и давала о себе знать особая, странная пугающая дисгармония. Она писала впоследствии, что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиг и трение тех […]...