Тема ответственности в произведениях по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

Литературное наследие Михаила Булгакова, которое представляет собой классику советской литературы, имеет драматическую судьбу. Многие его произведения замалчивались и подвергались преследованиям. К примеру, работа “Мастер и Маргарита”, которая является вершиной творчества Булгакова, только через 25 лет после ее написания вышла в свет.

Булгаков в произведении “Мастер и Маргарита” отражает свой взгляд относительно преступления и наказания, любви и безразличия, противостояние доброты и зла.

Мысли автора акцентируются на

предназначение человека и значение его бытия на земле.

Автором поднимается главная проблема человеческой души – человек должен быть ответственен за совершенные поступки, за содеянное зло и добро, за избранные жизненные пути, которые ведут к свободе и правде или неволе, жестокости и измене.

Булгаков представляет непреходящие человеческие пороки, проявление которых мы видим и в московской жизни, и в библейском периоде.

В “Доме Грибоедова” представлена Москва того периода, людей тогда объединял не литературный интерес, а карьеризм, страсть к наживе и зависть.

Берлиоз – председатель

МАССОЛИТА – был образованным и неглупым человеком, однако зависел от госзаказа и вышестоящих органов, поэтому он подчинялся им, так как боялся потерять социальные льготы и место председателя. Только его судьба была значима, его не интересовали другие участи, не веруя ни в Бога, ни в демона, он был наказан Воландом за его атеизм и самоуверенность.

После появления Воланда в Москве, в его лице появился “карающий меч”, который вывернул наизнанку всех и обнажил алчные, лживые и злобные их души, были наказаны многие, в том числе доносчик Варенуха, взяточник Босой и пьяница Лиходеев. Воланд, по замыслу Булгакова, восстанавливает справедливость тем, что зло наказывается злом.

За свои дела расплатился и поэт Бездомный, который попал в больницу Стравинского, где переосмыслил свои произведения и свою жизнь. Вернув свою настоящую фамилию, он стал учеником Мастера, и все произошло благодаря Воланду, ведь, наказав поэта, он опять “совершил благо”.

Значимо, что любовь Мастера и Маргариты была увидена Воландом, который вознаградил их вечной жизнью. Материальные блага не важны для любящих сердец, они дорожили духовными отношениями и совместным творчеством. Автор отображает чувство ответственности Мастера за судьбу любимой Маргариты. Важнее самой любви для Мастера становится счастье Маргариты, которая ради Мастера продала душу дьяволу и во имя любви стремится делать все возможное.

Однако чувство ответственности для нее значительнее своих ценностей. Воланд вознаградил Маргариту, вернув ей Мастера, вернув ее любовь.

Булгаков не случайно ввел исторический план в предисловие своего произведения, он представляет мир древнего Ершалаима с существующими проблемами избрания, ответственности и расплаты.

Могущественный и жестокий прокурор Понтий Пилат, проявляя трусость и слабость, отправил на казнь Иешуа, который нес людям истину и высшую правду. Хотя Пилат понимал, что Иешуа является спасителем его души, тем не менее, страх потерять свою карьеру и власть, заставляет его идти против своей совести. Пилат мог спасти подсудимого, но не сделал этого, поэтому за свой выбор он несет ответственность и покаран вечными страданиями.

Иешуа является олицетворением ответственности, даже перед смертью он остается верен своему убеждению, он не отказался от своей веры, как предлагал Пилат, а предпочел умереть и остаться преданным своей философии.

Еще один человек из Ершалаима за свои деяния понес ответственность, это Иуда, который предал Иешуа. За предательство и жадность к деньгам Иуда был убит. В московском мире прообразом Иуды является Алоизий Могарыч, который был наказан за корыстолюбие.

Справедливость восторжествовала, наказав зло злом.

Автор в произведении “Мастер и Маргарита” трехмерно анализирует главные философские проблемы: в земном мире – Москва тридцатых годов, в библейском мире – Древний Ершалаим и в Вечности – Воланд со своей свитой. Схожесть героев этих взаимодействующих миров доказывает, что важнейшие философские проблемы всегда были, есть и будут, среди которых и проблема ответственности.

Тема ответственности раскрыта Булгаковым и в других его произведениях. В частности, ответственность ученного за свое действие можно увидеть в работе “Собачье сердце”, примером является профессор Преображенский. Здесь раскрыта и проблема ответственности существующей власти за сформированное новое поколение. Автор талантливо представляет возможный результат в случае исполнения большевицкого лозунга: “Кто был никем, тот станет всем”.

Власть ответственна за последствия своего грандиозного социального эксперимента.

И в жизни Михаила Булгакова существовала проблема ответственности. Всю жизнь он самозабвенно и терпеливо писал свои произведения, но они не печатались, критики его ругали, и ОГПУ взял писателя под надзор. Булгакову пришлось сжигать свои рукописи, однако “рукописи не горят”, после смерти писателя его творчество воскресло.

Сегодня, читая произведения великого автора, современный читатель по-прежнему задумывается о вечных морально-философских ценностях.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема ответственности в произведениях по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)
»